?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у russdem в post
С ПРАЗДНИКОМ! С ДНЁМ ТРУДА!

Труд и работа: в чём разница?
На различие между трудом и работой в свое время обратил внимание наш выдающийся русский ученый Д.И. Менделеев (который, кстати, был не только химиком, но и серьезным экономистом).

Вот мнение Дмитрия Ивановича: «Тут мы касаемся предмета едва ли ясного в общем представлении… Не всякая работа есть труд. Работа собственно есть понятие чисто механическое… труд вовсе не есть непременно работа, хотя часто сопровождается работою. Что же, спрашивается, такое труд? Где же его признаки? Где же его мерка? Труд обуславливается полезностью совершаемого не для одного себя, но и для других… что и выражается в сущности прежде всего этическими представлениями о труде для других, своих ближних, за что и наступает рай в душе… не всем ясно то значение, какое имеет труд для внутреннего здоровья, для свежести духа.

Сколько слышите и видите больных душой. Универсального лекарства нет и для духа, как нет для тела… Латиняне и евреи, от которых мы приняли столь многое, того ещё не понимали… Труд есть смерть крайнего индивидуализма, есть жизнь с обязанностями и только от них проистекающими правами; он предполагает понимание общества не как кагала, назначаемого для пользы отдельных лиц… Работа может быть страдою, труд же есть наслаждение, полнота жизни, то слияние с общим началом, которое в абстракте понимали ещё жители Индии… Труду принадлежит будущее… нетрудящиеся будут отверженцами — и печальная, очень крупная ошибка многих новейших учений состоит именно в смешении работы с трудом, рабочего с трудящимся… Работу можно дать, к работе принудить, труд -свободен был и будет, потому что он по природе своей сознателен, волен, духовен, сложен и необходим… Работа не творит… Небывшее, действительно новое делает лишь труд; его нет в природе, он в вольном, духовном сознании людей, живущих в обществе, и отдельное лицо труда может выдать неизмеримо много, на целые поколения разработки, на беспредельную пользу… Работа утомляет. Труд возбуждает… Труд …определяет то этикой проповедуемое смирение, которое даже при мене говорит: "бери, если хочешь и нравится тебе, взамен своего моё, я ничего от тебя не требую"… Грядущее труду, а не работе.»

К сожалению, в нашей экономической и социологической литературе обозначенные выше «нюансы» не считаются предметом «науки» и вообще не обсуждаются. Тем самым затрудняется понимание различий между рабством и свободным трудом.

Вероятно, эти нюансы улавливали люди, жившие в России до революции 1917 года. Если познакомиться с «Материалами к словарю древнерусского языка» (фактически — полноценный словарь), подготовленными русским филологом-славистом И.И. Срезневским (1812 — 1880), то там значение слов «труд» и «работа» также различается. Первое означает деятельность свободного человека, второе применяется к деятельности рабов и вообще несвободных людей.

Понимание различий между трудом и работой позволяет более точно описывать экономические отношения в разные эпохи и в разных цивилизациях. Приведем пример. Когда происходит эксплуатация одного человека другим, то первый из них создает продукт, а второй его присваивает. Мы этот продукт по привычке называем «продуктом труда», а правильнее было бы именовать его «продуктом работы». Таким образом, второй становится владельцем «продукта работы», или (коротко) — «рабовладельцем». Следовательно, никакой натяжки в том, что мы называем капиталистического работодателя «рабовладельцем», нет. В качестве рабовладельца выступают: латифундист и «всадник» эпохи Древнего Рима; помещик и ростовщик эпохи феодализма; промышленный капиталист и банкир эпохи современного капитализма.

Работа — это затраты физической и умственной энергии для производства какого-то продукта. Духовно-нравственного элемента она не содержит: насилие над работником лишает его нравственного выбора. Идеальный раб — живая машина, биологический робот.

Труд кроме упомянутых затрат энергии имеет еще духовное и нравственное содержание (определение цели, выбор средств). Лишь в труде в полной мере реализуется творческий потенциал человека.

Работа — это обязанность, тягостное ярмо, наказание, от которого человек стремится избавиться любыми способами. Труд — это потребность человека, который стремится восстановить утраченную с Богом связь. Труд — это творчество, трудящийся делается подобным Богу как Творцу видимого и невидимого мира. В системе здоровых потребностей человека труд занимает не менее важное место, чем потребность в еде и питье. Истинно творческие личности (коих сегодня очень немного) готовы даже жертвовать другими важными потребностями ради того, чтобы создавать.

Если же говорить строго, то рабству соответствует понятие «работа» (отсюда — «рабство»). А человек, свободный от оков рабства, занимается «трудом». Если попытаться наиболее коротко определить различия между «работой» и «трудом», то можно сказать следующее: «Работать могут и человек, и машина. Трудиться может только человек».

По материалам книги профессора МГИМО В.Катасонова «От рабства к рабству. От Древнего Рима к современному Капитализму»

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
soldat_volga
May. 1st, 2017 08:15 pm (UTC)
Сейчас в тренде слова гения креаклов Джобса - когда мне нужны деньги я сажусь думать, а не бегу работать.

..хотя в этом что то этакое есть.
(Anonymous)
May. 1st, 2017 09:00 pm (UTC)
lcp_ma_a
«Работать могут и человек, и машина. Трудиться может только человек».
Правильно! Тема интересная. Отношение к тому, что человек не лежит, а что-то делает индивидуальное. Я, например - человек команды. Мне было азартно работать на конвеере на швейной фабрике. Такая была практика после восьмого класса. Мы работали после окончаний учебного года три недели. это, конечно, не долго и я не знаю смогла бы я работать всю жизнь. Мне нравилось, что каждый человек делает свою часть, а потом выходит целое изделие. И мне нравилось, что я сама часть целого - часть этого большого (огромного) цеха, где стоят электрические швейные машинки, от которых гул. И много разных женщин. И мне нравился этот воротничок для детского бушлатика в морском стиле, который мне надо было прострочить и отутюжить особым образом. Мне всегда интересно, что-то делать. Это сущность моя такая. Получается, что я человек. Обнадёживающий вывод.
plotnikk
May. 1st, 2017 09:04 pm (UTC)
Re: lcp_ma_a
Доброй ночи! Это не Вы включили плитку? Только не волнуйтесь, я все выключил.)))
Ваш А.В.
(Anonymous)
May. 1st, 2017 10:55 pm (UTC)
Картина мира. lcp_ma_a

«Труд, кроме упомянутых затрат энергии имеет еще духовное и нравственное содержание (определение цели, выбор средств)»
Опираясь на этот тезис, я размышляю: пример первый. Если у человека попечение о близких, и помочь им можно нанявшись на работу, чтобы прокормить, или вылечить, или содержать немощных. То является ли эта работа рабством? Ведь в основании этой необходимости лежит нравственное содержание. Тогда это не рабство, а труд. Второй пример: если я хочу понять, как устроена работа цеха некоторого предприятия, и там есть только вакансия токаря у станка. Я нанимаюсь на работу токарем у станка, и исследую организацию работы цеха? Является ли эта работа рабством, ведь в основании лежит определённая мною цель, в работе над которой я абсолютно свободна.
Но есть один тезис, который меня задевает.
«Труд есть смерть крайнего индивидуализма, есть жизнь с обязанностями и только от них проистекающими правами; он предполагает понимание общества не как кагала, назначаемого для пользы отдельных лиц…»
Вот тут уже всё серьёзней и масштабней. Поскольку я понимаю, что, как бы я ни находила свой интерес свободного художника, нанимаясь на работу, вдруг оказывается, что усилия не только мои, но и всех, направлены на создание благополучия или «пользы отдельных лиц». Тогда поднимаем красное знамя и делаем революцию, свергая этим «отдельных лиц». Но это уже было ровно сто лет назад.
И как в этом разобраться? Вероятно, только в «…слиянии с общим началом, которое в абстракте понимали ещё жители Индии…» И что мне теперь делать? Ну, Дмитрий Иванович, задал задачку! Слиться с общим началом. Сливайся и всё тут! Они там, в древней Индии всё понимали, а мне, что же, начать изучать языки хинди и бенгали и понять какова была их картина мира?
Но я православный человек и я каждый день формирую ту картину мира, которая является основанием православной веры. Сейчас я помню одно из посланий апостола Павла о том, что кто не работает, тот не ест. Пришлось обратиться к Интернету, чтобы точно цитировать: «из Послания апостола Павла к фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3, 10)». И всё. Он ученик Иисуса Христа и не мог что-то придумать сам. Вот нам завет из Писания. Будет ли мой труд на пользу только мне или на пользу «отдельных лиц», это не имеет ни какого значения. Или, как однажды мне, ещё не крещёной, сказал некоторый батюшка, который до принятия сана был шофёром: « а… это! Так это всё мирское!»
lcp_ma_a
May. 1st, 2017 11:19 pm (UTC)
Картина мира

«Труд, кроме упомянутых затрат энергии имеет еще духовное и нравственное содержание (определение цели, выбор средств)»
Опираясь на этот тезис, я размышляю: пример первый. Если у человека попечение о близких, и помочь им можно нанявшись на работу, чтобы прокормить, или вылечить, или содержать немощных. То является ли эта работа рабством? Ведь в основании этой необходимости лежит нравственное содержание. Тогда это не рабство, а труд. Второй пример: если я хочу понять, как устроена работа цеха некоторого предприятия, и там есть только вакансия токаря у станка. Я нанимаюсь на работу токарем у станка, и исследую организацию работы цеха? Является ли эта работа рабством, ведь в основании лежит определённая мною цель, в работе над которой я абсолютно свободна.
Но есть один тезис, который меня задевает.
«Труд есть смерть крайнего индивидуализма, есть жизнь с обязанностями и только от них проистекающими правами; он предполагает понимание общества не как кагала, назначаемого для пользы отдельных лиц…»
Вот тут уже всё серьёзней и масштабней. Поскольку я понимаю, что, как бы я ни находила свой интерес свободного художника, нанимаясь на работу, вдруг оказывается, что усилия не только мои, но и всех, направлены на создание благополучия или «пользы отдельных лиц». Тогда поднимаем красное знамя и делаем революцию, свергая этим «отдельных лиц». Но это уже было ровно сто лет назад.
И как в этом разобраться? Вероятно, только в «…слиянии с общим началом, которое в абстракте понимали ещё жители Индии…» И что мне теперь делать? Ну, Дмитрий Иванович, задал задачку! Слиться с общим началом. Сливайся и всё тут! Они там, в древней Индии всё понимали, а мне, что же, начать изучать языки хинди и бенгали и понять какова была их картина мира?
Но я православный человек и я каждый день формирую ту картину мира, которая является основанием православной веры. Сейчас я помню одно из посланий апостола Павла о том, что кто не работает, тот не ест. Пришлось обратиться к Интернету, чтобы точно цитировать: «из Послания апостола Павла к фессалоникийцам: Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (Фес. 3, 10)». И всё. Он ученик Иисуса Христа и не мог что-то придумать сам. Вот нам завет из Писания. Будет ли мой труд на пользу только мне или на пользу «отдельных лиц», это не имеет ни какого значения. Или, как однажды мне, ещё не крещёной, сказал некоторый батюшка, который до принятия сана был шофёром: « а… это! Так это всё мирское!»
plotnikk
May. 2nd, 2017 06:12 am (UTC)
Re: Картина мира
1. Обратите внимание, что машинально, по памяти, Вы сказали "кто не работает, тот не ест". А в Послании апостола Павла сказано "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь." (Фес. 3, 10)

Мало того, что эти две фразы отличаются стилистически, но они и различны по смысловому значению.

2. Самое удивительное, что тема свободного труда по настоящему еще не раскрыта человечеству. История человечества это история в основном подневольной работы.

3. Труд это привилегия свободных, духовно и нравственно зрелых,образованных, требовательных по отношению к себе и ответственных людей.
Вот какое множество условностей. Все казалось бы простое, порой и является самым сложным.

4. Невозможно быть в обществе и быть свободным от него. Если основа общества подневольная работа, - наемный труд, то человек вынужден идти на работу, что бы решать те или иные свои "боевые задачи".
Но, трудно найти такого, кто бы не мечтал вырваться из порочного круга работы, туда где есть труд и вдохновение.

Советский Союз это был грандиозный прорыв к труду, но в силу однобокости,недоразвитости производительных сил, а главное игнорирования духовной и нравственной составляющей, с первого захода не получилось.


lcp_ma_a
May. 2nd, 2017 08:20 am (UTC)
Re: Картина мира
"...тема свободного труда по настоящему еще не раскрыта человечеству". А Вам зачем открытие для человечества? Можно для себя открыть, учитывая жизненный опыт и накопленные знания. Только с какой целью открывать? Есть же "фибры, которые Вам точно скажут свободный у Вас труд или рабский. Что Вы получаете в результате открытий какого-либо социолога, философа, или политолога? Вышел на собственную грядку и понимаешь, что жизнь удалась!
2."Труд это привилегия свободных, духовно и нравственно зрелых,образованных, требовательных по отношению к себе и ответственных людей". Берусь утверждать, что безграмотная тётя Дуся из деревни, вяжущая носки для продажи, чтобы было, что поесть, абсолютно свобода. Она умеет что-то делать своими руками и это её свобода. Или профессор университета, читающий из года в год одну и ту же лекцию студентам работает, как раб, несмотря на монографии и публикации.
3."Невозможно быть в обществе и быть свободным от него". Это социальный взгляд. Если у тебя впереди Жизнь Вечная, то какая тебе разница чем ты занимаешься в обществе? От общества ты совершенно свободен. У тебя есть задачи поважнее денег, премий, награждений и уплаты по квитанции ЖКХ.

Edited at 2017-05-02 08:40 am (UTC)
plotnikk
May. 2nd, 2017 10:19 am (UTC)
Re: Картина мира
Что мы получаем в результате открытий социологов, философов и политологов?
Замечательный вопрос.
А как насчет культуры мысли, культуры общения и культуры управления?
Человек так устроен, что то , что имеет принимает за данность.
И трудно помыслить , что еще триста лет назад, само право на размышление, мысль, высказывание давалось исключительно по сословному принципу.
Родился в семье крестьянина, и не о какой карьере ученого даже не мысли. И так бы и шло , если бы не Михайло Ломоносов.)) Но, ведь что бы он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Только поступил!как к этому должна была бы развиться культура управления и общения.
2.Умение что то делать, что бы не умереть с голоду это не свобода.
Свобода это умело делать, не боясь умереть с голоду.
3.Жизнь Вечная тоже разная. По состоянию Души. И к сожалению,не в любом обществе человек может исповедовать свою Веру. Бывает и такое состояние общества, при котором только за Веру человека лишают жизни. Мы конечно скажем , что в таком случае, душа мученика прямым путем идет к Богу. И это для человека хорошо, но не становимся ли мы тем самым циниками по отношению и к нему и к тем кто его любит?
spbreader
May. 2nd, 2017 10:57 am (UTC)
Все же, в обозначенных терминах, необходимая работа и труд в мире соотносятся в процентах как 90/10 примерно. Поэтому кто то неизбежно должен просто делать работу (копать землю, убирать мусор и проч.). Ее можно и нужно осмысливать как работу ради блага других, но творческого момента там все равно не прибавится. Однако многие именно в этом находят удовольствие, потому что голова остается свободной.

Edited at 2017-05-02 10:58 am (UTC)
plotnikk
May. 2nd, 2017 11:31 am (UTC)
Тут все просто.
Не имеет значение что делает человек: чистит выгребную яму, пишет поэму, копает грядку, ухаживает за скотиной, заметает, строит дом, играет на муз инструменте. Весь вопрос в том, делает ли он это под принуждением необходимости в куске хлеба, или его деятельность - труд свободного ответственного человека, которым он занимается по своему желанию и потребности.

Деятельность,плоды которой отчуждены от человека, или которую он исполняет по любому принуждению , в том числе и ради "зарабатывания денег", - это работа.

А деятельность не связанная с принуждением, а по велению души, совести, стремление к прекрасному, потребности в самореализации, и результат которой принадлежит человеку - это труд.

Edited at 2017-05-02 11:34 am (UTC)
lcp_ma_a
May. 2nd, 2017 02:00 pm (UTC)
Re: "Во гресех роди мя мати моя" (Псалом 50)
Человек согрешил, и Господь выгнал его из Рая. В Раю человеку было всё дано Богом. Так нет же! Ещё чего-то своего захотелось! Чего-то своего, и он совершил грех непослушания. Вот и пребывает человек в своеволии по сей день.
Господь выгнал из Рая и сказал « В поте лица своего будешь добывать хлеб свой». Что бОльшее можем мы понять, чем это утверждение? Это напутствие Бога грешному человеку. Грешному! «Во гресех роди мя мати моя» читаем мы каждое утро пятидесятый псалом. (Ну, если читаем, конечно).
Вот это осознание своей греховности объясняет всё. Чем бы ты ни занимался, к кому бы ты ни обращался, перед тобой стоят твои собственные постыдные поступки, твои грехи. Не зависимо от того работаешь ли ты, как невольник или трудишься творчески.
Когда ходишь на исповедь, носишь туда свои грехи, носишь…. И, чем больше носишь, тем больше видишь, что исправиться ты не можешь. И какая разница, как понимать действия по обеспечению своей собственной жизни – трудом или работой. Когда перед тобой Жизнь вечная, а перед ней Страшный Суд.
«В поте лица своего будешь добывать хлеб свой. Вся наша полемика только оттачивание «культуры мысли, культуры общения и культуры управления». Но содержанием такого процесса могла быть любая тема: Посадка капусты в открытый грунт или от чего сорока не ласточка». Спасибо за диалог! Спасибо за возможность ещё раз напомнить себе о необходимости самоопределения Спасибо за терпение и миролюбие!


Edited at 2017-05-02 02:07 pm (UTC)
plotnikk
May. 2nd, 2017 03:05 pm (UTC)
Re: "Во гресех роди мя мати моя" (Псалом 50)

Человек согрешил и выгнал Бог человека из Рая. Все так.
А Иисус Христос первородный грех искупил, и даровал человеку путь в Царствие Небесное Райское!
Христос Воскресе!
А ведь что интересно. Бог ведь создавал человека не бездельником и тунеядцем, а по своему Образу и Подобию. И я не думаю, что есть сомнения в том, что Бог Труженик.
Причем Великий!
А яблочко познания поел Адам с Евой да и спрятались от Бога в кусты.
Чего там трудится тружеником Бога? Яблочко и так растет наливное , а ну её эту потребность - трудом приумножать и украшать землю! Плодиться, развиваться...
Выполнять наказ Бога?! Чего еще? Когда можно запрятаться от Бога в кустах с Евой и придаваться утехам и развлечениям.
Но. Не прокатило.
А если нет потребности в труде?, то пшёл вон,- работай в поте лица за краюху хлеба!
Не любишь трудится? Так пойдешь , как миленький работать!
И все бы так, но по Божьей Воле случилась пришествие Христа в мир людей.
А Христос Един Свят, и конечно Он трудился по Образу и Подобию Божьему, не сколько не нарушая, а утверждая все Законы Божие. И плотничал, и лечил, и кормил, и утешал, и от суда спасал, и учил и оживлял. Вот только за все хорошее распяли его люди.
Ни одно доброе дело в зачёт не взяли , ученики кто не предал, так почти все разбежались.
Распяли. А Он Воскрес! Да в третий день по Писанию! Да просеял! О, как!
Так за что же Бог дал возможность людям вернуться в Рай?!
Но, не всем правда, а только тем , кто пойдет, поползет, поковыляет путем Христа!
И в том числе путем трудящимся.
Не за то Бог спасет человека, что тот приумножит капиталы другого человека, не за то что будет строить (как человек себе представляет) рай на земле, то есть светлое будущие,
а за то , что в стремлении души, разума и сердца будет следовать путем Спасителя.
Потому и Святое Писание говорит о спасении для тружеников.
А не для пьяниц, развратников, бездельников и фанатиков приумножения банковского и олигархического капитала.)
spbreader
May. 2nd, 2017 02:49 pm (UTC)
Re: Тут все просто.
>делает ли он это под принуждением необходимости в куске хлеба, или его деятельность - труд свободного ответственного человека, которым он занимается по своему желанию и потребности.

Думаю что Ваша схема не вполне соответствует действительности. Как выше верно заметили необходимость/принуждение довлеют над всеми просто потому что мы живем в земле изгнания. Поэтому каждый вынужден "засевать свое поле", работая или трудясь, в Вашем смысле. Слово вынужден -- ключевое, от него уйти нельзя. Кроме того, у меня были периоды работы по найму -- весьма творческие, гораздо более творческие чем иные периоды "труда на себя". Далее, если взять например монастырь, то монахи там только работают, а вовсе не трудятся, потому что все происходит по послушанию, а не по своей творческой воле.
plotnikk
May. 2nd, 2017 04:08 pm (UTC)
Re:Обалдеть!
Потрясающий у Вас образ монастыря.
А я то думаю, почему в них работников нет, а только трудники да монахи.))
Так Вы серьезно считаете , что в монастыри загоняют за провинности?
Насильно, давя всей тяжестью монашеского гнева?!)))) Или там манят вкусными караваями и заманивают чаем и беседами... а там хрясь и на контракт работником по послушанию, до полного Царствия Небесного.)

В монастырь идут люди не просто от делать нечего ( таких там быстро вычисляют и справаживают)а добровольно посвящая себя и всю свою жизнь служению Богу. А какая служба без исполнения послушания? Да никакая.

Люди разные милейший и слава Богу праздность не для всех удовольствие, есть и такие , кто получает радость от труда.

Но, Вам я вижу в силу своих слабостей понимание о том очень тяжко дается.))

Помоги Вам Бог Познать себя и насладиться плодами собственного свободного труда!

spbreader
May. 2nd, 2017 04:32 pm (UTC)
Re: Обалдеть!
Ваш ответ не по существу обсуждаемого вопроса. Вы перешли на обсуждение меня лично. Интересно, откуда у Вас такое высокомерие по отношению ко мне?
plotnikk
May. 2nd, 2017 05:11 pm (UTC)
Re: Обалдеть!
У Вас повышенная чувствительность. У меня и в мыслях не было каким то образом Вас зацепить.
Но, если, все же ненароком наступил на больную мозоль. То простите меня грешного, охламона деревенского.
Чай не городские, манерам не обучены.)
А по существу я Вам все ответил, но Ваше право мой ответ игнорировать сводя разговор к обвинению меня в высокомерии.
Мир Вам!
spbreader
May. 2nd, 2017 08:03 pm (UTC)
Re: Обалдеть!
>У Вас повышенная чувствительность.
>Чай не городские, манерам не обучены.)

А у Вас повышенная хамоватость и бравирование этим. Нашли чем гордиться. Вы меня походя обвинили в любви к праздности и непонимании радости от труда. Не удосужившись вообще вникнуть в то что я написал. Почему в простом диалоге Вы сходу начинаете "учить жизни" "неразумных собеседников" словно вокруг пятиклассники? Впрочем ладно, не хочу объяснять очевидное.
brat_batan
May. 3rd, 2017 05:21 pm (UTC)
Труд и трудно слова одного корня?
Работа и раб однокоренные?
Но работа может быть и не бей лежачего, а труд всегда труден. Не?
plotnikk
May. 3rd, 2017 06:09 pm (UTC)
Доброго здравия!
Верно подмечено! ))

Труд это покушение на собственную лень, праздность, зависть, гордыню, невежество. И конечно дело такое трудное, не легкое. А работа может быть и трудной и легкой, смотря как устроишься.
Но, зато труд имеет вознаграждение, твое личное, которое никто не может от тебя отнять и присвоить.
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

plotnikk
Александр Билецкий
Website

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags