?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Королевский замок



В нашем русском городе Калининграде весна. А с ней и очередное обострение по вопросу восстановления Королевского замка. Что с ним делать? Бомбанули его англосаксонские "союзники" в 1945, яко Дрезден, от злобы к "советам". Простоял в руинах еще лет тридцать, пока не объявились полномочные неизвестные эксперты, решившие заменить его бетонной тумбочкой. Время такое было, вместо домов устанавливали казарменного типа серые тумбочки, чтоб жизнь мёдом не казалась. По проекту "неизвестных" архитекторов. Неизвестных, потому , как спрятались, - стыдно указывать свои имена для истории.

Меж тем, человек не хлебом одним живет, для его человечности необходима культура, необходима гармония и красота, без которой он дичает.

Калининград один из самых светлых и культурных городов России. Он деликатен и погодой и природой , а главное отношением между людьми, которые упорно не желают снижать свои культурные запросы. Запросы запросами, а "жизнь" по воле неведомой злой силы , которая чарами и колдовством продолжает защищать свои бетонные тумбочки.

Королевский Замок , это ведь красиво и его можно восстановить, и на том заработать реальные деньги. От туризма и инфраструктуры , от капитализации ландшафта центра города, от ремесленных центров по исторической керамике, которые могли бы изготавливать тот же кирпич для замка.

Но, проблема в том, что Королевский Замок нужен только в том случае, если город нужен России, если он не временный "форпост", и его не собираются при случае сдавать вместе с жителями.

Замок это культура и очень приличная долговременная прибыль для города.Но, что с того эффективным временщикам? Вот и остается вопрос пока открытым. Пока, потому, как все бетонные тумбы слеплены на паршивом растворе, и все одно обрушатся... И пусть не сегодня, а завтра замок, созданный в 13 веке трудом простых балтийских славян будет восстановлен.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
dikson123
Mar. 23rd, 2017 07:13 pm (UTC)

Как калининградец я против

plotnikk
Mar. 23rd, 2017 07:21 pm (UTC)
Интересно почему?

Edited at 2017-03-23 07:53 pm (UTC)
dikson123
Mar. 23rd, 2017 08:40 pm (UTC)
1. Люди региона и так слишком оторваны от России и по большей части не ассоциируют себя с ней. Неоднократно даже поднималась тема обратного переименования в Кенигсберг.
2. Большой архитектурной ценностью Замок не обладал, а новодел не будет обладать ценностью исторической. Только в качестве аттракциона, но аттракцион можно сделать иначе, не вкладывая столь астрономические суммы.
3. Отсыл к п.1 - русской архитектуры и даже в целом - культуры, практически в регионе нет (кроме местных очагов самодеятельности). Весь визуальный контекст - Восточная пруссия до II мировой, советское серо-панельно-типовое до 90х, стеклянно-уродливое 90-00х. Т.е. все кругом немецко-советское. Я сам, переехав в Москву, долго не мог привыкнуть к тому что вокруг Россия - не только юридически, но и визуально. Да, не забываем что и большинство храмов в области - бывшие католические кирхи и костелы.
4. С другой стороны в городе и области много памятников требуют сохранения и восстановления, но ими мало кто занимается, либо занимаются несколько нехорошо: Из всех фортов (по которым можно было бы сделать потрясный туристический маршрут) функционируют единицы, и только один работает официально как памятник, Литовский вал - шикарный фортификационно-ландшафтный объект - частично заброшен, частично затроен дорогим жильем, сама стена с помещениями заполнена какими-то кафешками неясными, да гаражами и складами, только трое из городских ворот фуенкционируют как памятники или культурные объекты.. Перечислять можно бесконечно - я еще памятники области не затронул (Бальга, Инстербург с Георгенбургом и пр.).
5. Не предлагаю всем надеть кокошники, да косоворотки и начать застраивать город шатровыми палатами и луковичными храмами (хотя последнее не помешало бы). Просто сохранить, восстановить и задействовать то что есть, и строить свое, русское - качественное и красивое, с новой, русской, историей края, с новыми смыслами и идеями.
П.С.: Да, еще б Дом советов снести для начала - уже будет праздник такой что половина европы будет освещаться неделю фейерверками калининградцев.

Вот как-то так )
plotnikk
Mar. 23rd, 2017 09:15 pm (UTC)
Доброго здравия!
1. Чувство оторванности лучше всего преодолевается в реальном деле связанном с культурой. После ВОВ в Питере сразу начались работы по восстановлению Питергофа и Екатерининских дворцов не смотря на то, что авторы проектов не были этническими русскими. Культурный ландшафт требует уважения и раскрывает творческий талант . Наплевательское отношение к культурному наследию порой во многом и порождает поиск выхода в иноземцах.

2. Замок был построен силами коренных прибалтийских племен в 13 веке. Этого мало?! При его строительстве были отработаны замечательные приемы изготовления керамического кирпича и крепких растворов, о которых только мечтать порой сегодня можно. Понятие "архитектурная ценность" субъективное, и часто использовалось для разрушения уникальных памятников мировой культуры в прошлом веке на территории России. А сегодня идет их восстановление.

3. Калининград эта наша русская земля. И конечно необходимо строить наши русские Храмы, но это нисколько не противоречит уважения и бережного отношения к уже созданной культуре. России нет нужды утверждаться за счет пренебрежения , она потрясающим образом гармонично ассимилирует в себе все что относится к настоящей культуре.

4. Объектов много, нет ясного решения. И самое интересное, что оно может появиться только с решением о центральном объекте. Это как с Храмом Христа Спасителя в Москве, без восстановления которого трудно было начать повсеместные восстановительные работы и на других разрушенных памятниках.

5. Согласен,обязательно нужно строить свое,- традиционное. И потому с радостью сегодня участвую в строительстве деревянного Храма Пресвятой Богородицы в Балтийске. А для восстановления того , что есть нужен локомотив,- восстановление Замка. К тому же это очень выгодный объект, стоимость которого в 20 раз меньше чем стадиона, а доходы с которого трудно переоценить, ( но никак не меньше трети от доходов с Исакиевского Собора в ту пору как он был музеем.
Тумбочку по любому уберут, Она не только безобразна , но и конструктивно опасна.))
dikson123
Mar. 23rd, 2017 10:23 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
1. Петергоф, Екатерининский строились для нашей страны, наших императоров, нашими людьми, пусть и под руководством иноземных мастеров. Это нормальное вообще явление, особенно на Руси на протяжении всего исторического пути. Опять же, восстановление уже существовавшей две сотни лет культурной ценности нашей страны и народа. В случае замка, к нам никакого ровно отношения не имеет, уничтожен под корень - т.е. это будет новодел, 99,99% не лучшего качества и сомнительной достоверности, не имеющий никакого отношения к нашей культуре.
2. Бедные прибалтийские племена, отстаивая свою свободу и веру (пускай языческую), были истреблены чуть менее чем полностью. Кровушки их тевтоны пролили будь здоров, поэтому сомнительный довод.
3. Если понятие архитектурной ценности подвергается сомнению, тогда и дом советов вполне достоин остаться на своем месте при условии противоаварийных мероприятий. Тоже кстати памятник эпохи, определенной культуры, да и стилистически выдержан очень точно.
4. И я об этом. Никакого пренебрежения - бережное сохранение и использование того что есть. Но и этого не происходит. (Кстати, лирическое отступление: Дом техники восстановили, сделали из него ТРЦ.. теперь вместо руин конструктивистского здания пестрит на восстановленных стенах реклама.. спрашивается, а толку-то?)
5. Восстановление ХХС - см. Петергоф. Это наша история, наша культура; замок - чужая история, чужая культура. Мы не сделаем уже это частью своей культуры, т.к. так строить никто не умеет и не будет - ни по качеству, ни по стилю. Если бы могли, давно бы строили.
6. Экономическая составляющая (как и репутационная) восстановления замка выгодна городу в одном случае - если это будут на 90% частные инвестиции, если сделано все будет на высочайшем строительном и технологическом уровне, с минимально достаточной исторической достоверностью, при условии правильной организации призамкового городского пространства, при качественном смысловом и функциональном наполнении (не очередной ТРЦ). Вероятность совпадения данных факторов бесконечно приближается к нулю.
А репутационная выгода так вообще может стать отрицательной величиной, показав что русские ничего сами придумать не могут - только копировать то что было. Эдакий карго-культ славянских племен.
7. Насчет новой истории края - проводился несколько лет назад отличный конкурс по реконструкции и застройки как-раз данной части города. Много вариантов, много достойных решений, в т.ч. градостроительных. Т.е. предполагался комплексный подход к проблеме. Все в мусорку. Зато уперлись в этот огрызок кирпичный с башенками.

plotnikk
Mar. 23rd, 2017 10:38 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Самое печальное, что Вы калининградец, не чувствуете Самбию своей. Если речь о Питере и Москве, то там Вам все наше, а Калининграде нет.

Мой прадед родился в 1893 году в приграничной с Пруссией Ковенской губернии, образование получил в Варшаве, а после строил корабли в Николаеве. Для него все от Варшавы до Аляски было нашей землей и особенно земли балтийских славян.

Нельзя сдавать в душе Балтику , деля земли и культуру на наши и не наши. Так мы все потеряем.
dikson123
Mar. 23rd, 2017 10:54 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Может быть в силу позднего уже времени, но я не вижу никакой связи между созидательной творческой деятельностью Вашего прадеда (и многих других наших соотечественников) и унылым копированием некогда утраченного предмета чужой культуры. Восстанавливать на русской земле символ германского владычества? Символ кровавого порабощения и истребления прусских племен? Символ католической такой же кровавой экспансии? Drang nach osten снова актуален? Простите, но это не про достоинство творчества и созидания, не про великие победы героизм наших предков. Это про унижение русского народа.
plotnikk
Mar. 24th, 2017 05:59 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Не могу согласится с Вашей трактовкой символов. Королевский замок БЫЛ символом кровавой экспансии, это верно. Но, кто мешает отдавая дань уважения нашим предкам , руками которых он был построен, восстановив его водрузить флаг России и открыть в нем наш Русский музей, таким образом превратив его в символ нашей Победы Света над тьмой?

То, что в Московском кремле были польские и французские захватчики, а сам он отстроен итальянскими архитекторами не умоляет в нем символ России.

Разве бранденбургские ворота в Калининграде символизируют германское владычество и победы германского оружия? Нет. Они трофей. Культурный трофей советского и русского народа, память о том, чем заканчивается агрессия против России.

plotnikk
Mar. 24th, 2017 05:50 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Вы мне очень дороги как человек с очень близким и понятным для меня мировоззрением. У нас совпадают полностью представления о нашей Родине, о том кто ей друг, а кто противник.
Но, я хотел бы обратить Ваше внимание на один важный фундаментальный момент связанный со способом достижения цели, в данном случае это преодоление темы "нашего" или "чужого" статуса Калининградских балтийских земель. А тема такая, особо болезненная для калининградцев есть.
Можно пойти путем отрицания всего, что с ней связано, и в том числе культурного наследия. Но, это не выход: отрицание не преодолевает зло, а подготавливает для него новую почву: ссср отрицая буржуазию рождало её в своих недрах, отрицая национализм способствовала его появлению. Единственный действенный способ снятия самой проблемы.
Пока замок будет в виде призрака, он будет представлять почву для тех, кто в лице европы(немцев) видит решение этого вопроса, не взирая на его отрицание с нашей стороны.
Но, в случае восстановления замка, и водружения на него русского знамени и открытия в нем музея русской культуры, это уже будет совсем другой замок, новый замок,- и вместе с тем будет снята тема, кто хозяин единственный и полноправный на калининградской земле, без всяких альтернатив.
Это в логике гегелевской диалектики, которую никто пока не опроверг.)

Edited at 2017-03-24 05:52 pm (UTC)
dikson123
Mar. 25th, 2017 10:05 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Я же начал с того что не предлагал отрицать все то, что осталось от немцев. Более того, мне очень нравится восточно-прусская архитектура как в качественном ключе, так и эстетическом.
Я сторонник трепетного отношения к любому наследию (ну кроме откровенных сараев), реставрации и пр. Но строить новый "замок" я не понимаю зачем. Это не тот который был. Он никогда не имел отношения к нашей истории и культуре и никогда иметь его не будет. Он даже не будет частью истории и культуры Германии или Восточной Пруссии.

Да, пример ХХС показателен. И он показателен в том что это также не тот храм, что стоял раньше. Да, он (в отличие от замка) часть нашей культуры, но уже не часть истории. Разве что в том ключе, что построили его частично в том облике, что проектировал Тон. Это уже не тот храм что возвел народ (не только государство) в честь победы в войне 1812 года. Это просто центральный храм России. Очень красивый, очень центральный, но не тот самый.

А в отношении замка так вообще никакой связи. Можно на том месте построить какой угодно культурный объект - будет тоже самое. Так не лучше ли построить действительно что-то крутое, новое, с нашими смыслами, оставить для обозрения в рамках новых сооружений раскопанные фундаменты и другие остатки замка, сделать интерактивные технологичные выставки и пр.? Пускай даже новая застройка будет в стилистике Восточной Пруссии, со всей игрой на нюансах, тонким чувством пропорций, удивительной простой, но выразительной пластикой фасадов, пускай с элементами немецкого конструктивизма начала ХХ века. С грамотным планированием городского пространства,с благоустройством и доступностью среды, с функциональным наполнением. Вот тогда это будет и диалог с историей (не копирование, а диалог на равных), диалог с культурой, и показатель собственных сил и способностей, в конце концов средство самоутверждения для наших зодчих и прочих участников.
lcp_ma_a
Mar. 23rd, 2017 08:23 pm (UTC)
Судьба города сложная. Жители Кёнигсберга безгранично любили свой город и не уезжали во время второй мировой войны, когда город уже был взять Советскими войсками. В 1948 году территория Восточной Пруссии была полностью освобождена от немецкого населения и заселена переселенцами из средней полосы России, Белоруссии и других республик. Этот невероятно сложный акт полной замены населения был тяжёл нравственно и сложен технически, но он совершился. Все приехавшие переселенцы были благонадёжны для проживания в приграничной полосе.

В декабре 1971 года мы приехали в Калининград. Руины королевского замка ещё не были разобраны. Мы видели часть стен, часть фундамента. Проживая в Калининграде, не меняя своего национального духа, мы проникались памятью Кёнигсберга. Словно из земли поднималась история этого места и сливалась с нашей жизнью, не отторгаясь, не смешиваясь, а дополняя объём. Начинало казаться, что мы все несём ответственность за историю этого края,сохраняя память.

В центре города стоит храм Христа Спасителя - это православный собор - главный духовный центр Калининграда. Восстановлен Кафедральный собор, построенный в самом начале XIV века, с позже пристроенной сенью над могилой Эммануила Канта. Ни что не противоречит, ни что не превалирует над другим. Это русский город, с людьми, уважающими культуру и историческую память этого места - Королевской горы.

Восстановление королевского замка - показатель новой эпохи города. Не возвращение, а продолжение его истории и признания исторической значимости.




Edited at 2017-03-23 08:26 pm (UTC)
plotnikk
Mar. 23rd, 2017 08:35 pm (UTC)
Доброго здравия!
Полностью с Вами согласен. Отношение к культурному наследию базовая характеристика уровня духовного и культурного уровня населения.
Кроме того я не встречал ни одного упоминания и изображения свидетельствовавшего о том, что замок строили тевтоны. Они конечно сгоняли людей на строительство, контролировали процесс, но камни укладывали представители местных славянских племен. И не только мужчины, но думаю, что и женщины с детьми. Средневековье. Политика завоевания земель, уничтожения, притеснения коренного населения.
Так, что это памятник не тевтонам, а культуре тех людей, кто его реально создавал.

Интересно, что на стадион тратиться 18 миллиардов , которые не имеют никаких перспектив для окупаемости. А восстановление замка вполне возможно за сумму в 20 раз меньшую, с последующим постоянным доходом в 300 миллионов.
Замок преобразит центр города, предаст ему осмысленный вид и законченность великолепного ландшафта.

sov_39
Mar. 23rd, 2017 08:27 pm (UTC)
Бомбанули в 44, а бетонная тумбочка стоит не на месте замка, а рядом, на месте рейхсбанка. ВРИО губернатора уже заявил, что никакого восстановления, а точнее новодела не будет, с тумбой бы разобраться.
plotnikk
Mar. 23rd, 2017 08:39 pm (UTC)
Доброго здравия!
Тумба собрана на некачественном растворе ( в нем нет извести), и по любому рухнет в течении ближайших 50 лет. А замок стоял с 13 века. И будет восстановлен. Может не при этом губернаторе, так при другом. Но, тот кто его восстановит ,- прославит свой род на века.)
sov_39
Mar. 23rd, 2017 08:56 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Конечно, замок - сердце города и с этим не поспоришь. То что начали англосаксы, наши завершили - зачистили бульдозерами весь исторический центр, но так советский город и не построили.
tanyamarch
Mar. 23rd, 2017 08:56 pm (UTC)
Да, новость о том, что Замка не будет - огромное разочарование, в том числе в Алиханове. Надеюсь только на то, что алихановы приходят и уходят, и когда-нибудь все-таки будет принято правильное решение.
( 16 comments — Leave a comment )

Profile

plotnikk
Александр Билецкий
Website

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags