?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у matveychev_oleg в Мифы о русских крестьянах
4 про-гор 1910 потомки Сусанина.jpg

В истории России были крестьяне, освобожденные не только от власти помещиков, но и от любых повинностей в пользу государства. В их селение без разрешения Министра Двора не мог въезжать даже губернатор, не говоря уже про обычную полицию. Вот она – реализация извечной крестьянской мечты о воле. В любых дискуссиях об аграрном вопросе в России, о столыпинской реформе, о НЭПе, о сталинской коллективизации обязательно найдется шибко умный современник, который скажет: дали бы крестьянам полную волю и они бы всем показали…

Так вот дали, оказывается. Оказывается, крестьяне показали.

Речь пойдет о «белопашцах», потомках Ивана Сусанина в Костромской губернии. В 1619 году царь Михаил Федорович пожаловал зятю Ивана Сусанина Богдану Собинину: «… в костромском уезде Нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревенищ обелить, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах, и в роде во века неподвижно, Наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и ни в какие подати имати с них не велели…». То есть потомство Сусанина было освобождено не только от власти помещиков, но и вообще от любых налогов и повинностей в пользу государства. В 1630 г. сусанинские потомки были переселены в «пустошь» Коробово, а их права подтверждены. Далее все правящие государи неизменно подтверждали их статус. Подчинялись они непосредственно царю-императору через Приказ Большого Дворца, а значит плевать могли на все поползновения местного чиновничества.


Это налоговый и административный рай продолжался более двухсот лет. Судя по карте, сегодня Коробово находится на левом берегу Волги, в 6-7 км от реки, а далее вверх по реке 40-50 км до Костромы или вниз по реке 40-45 км до Кинешмы. Конечно, с зерновыми там не очень, но для производства мясо-молочной продукции, птицы, яиц, этот район вполне благоприятный. Думаю, если сегодня власть даст дам землю на условиях для белопашцев, то желающие бы нашлись легко. Замечательная природа, недалеко Волга.

5 про-гор 1910 в окрестностях села коробово.jpg
Фото Прокудина-Гроского. 1910 г. Окрестности села Коробово.

К 1834 г. сусанинцев было 226 человек на 98 десятин земли, четверть которой принадлежала старосте. Они жаловались, что вымирают от тесноты, голода и обид. «В 1834 г. Николай I во время своего путешествия по России обратил внимание на бедственное состояние белопашцев и учредил комиссию для выяснения причин такого положения и оказания им помощи. Комиссия установила, что главная причина тяжелого положения белопашецев состоялав их привилегиях. Свобода от всех обязанностей по отношению к государству и обществу, полная независимость от всех властей, обилие земли, констатировала комиссия, ослабляли их энергию и предприимчивость. Со временем белопашцы перестали проявлять заботу об улучшении своего положения. «В противоположность предприимчивому духу крестьян Костромской губернии коробовские белопашцы весьма мало деятельны и вообще не предприимчивы, а от того большею частию очень бедны». Второй причиной упадка белопашцев комиссия признала наличие индивидуальной, а не общинной формы собственности: переделы отсутствовали, земля передавалась от отца к детям равными долями, участки постоянно мельчали. Земельные сделки с пожалованной землей совершались только в пределах Коробово. Постепенно земля сконцентрировалась в руках немногих крестьян, разбогатевших за счет других и почти наследственно сохранявших в своем роде пожизненное звание старосты. Вследствие постоянного дробления земли, непрекращающихся имущественных споров между наследниками, лености белопашцев их земли обрабатывались дурно и давали очень низкие урожаи (ниже, чем у окрестных крестьян)». – Миронов Б.Н. Российская империя: от традиции к модерну. – Т.2. – СПБ: Дмитрий Буланин, 2015. С.67.

1 Прокудин-горский 1910 коробово.jpg
Фото Прокудина-Горского. 1910 г. Вид на село Коробово.

Как видим, пример двухсотлетнего вольного житья белопашцев ставит под сомнение сразу несколько мифов о русских крестьянах, да и о крестьянах вообще.

Миф первый: русский крестьянин – коллективист. Увы, белопашцы не смогли выработать общего подхода к своим проблемам, даже будучи родственниками. По сути они вымирали в одиночку в условиях безземелья, когда их спас приезд царя.

Миф второй: крестьянин трудолюбив и предприимчив. Увы, белопашцы не воспользовались благоприятными условиями для своего развития, а предпочли работать ровно столько, чтобы обеспечить свои скромные потребности. За двести лет сусанинцы не сделали НИ ОДНОГО ШАГА вперед.

Миф третий: вольный крестьянин завалит страну продуктами. Увы, в итоге белопашцы, не отягошенные ни царскими податями, ни продразверстками, ни сталинскими обязательными поставками сельхозпродукции  пришли к тому, что не могли прокормить сами себя.

Миф четвертый: крестьяне всегда отстаивают уравнительность. Увы, за двести лет потомки Сусанина разделились на кулаков и батраков.

«14 марта 1837 года, в день Федоровской иконы Божией Матери, коробовцам была выдана последняя из царских жалованных грамот, полученных ими за два с лишним века. Во вступительной части грамоты говорилось: “Сохраняя всегда в памяти Нашей подвиг самоотвержения, оказанный некогда крестьянином Иваном Сусаниным, искупившим мученической смертью жизнь Родоначальника Императорского Дома Нашего, Царя Михаила Феодоровича Романова, Мы, при обозрении Нашем в 1834 году Костромской губернии, Повелели: собрать точнейшие сведения о настоящем положении потомков сего верного сына Отечества, жительствующих Костромского уезда в деревне Коробове и известных ныне под именем белопашцев”

6 1911 искра.jpg
Из журнала «Искры». 1911 г.

Грамота подтверждала все прежние льготы, дарованные коробовцам ранее “во всём пространстве оных, коими и пользоваться им, доколе пребывают в крестьянском состоянии. Проживая и водворяясь в городах, переходя в мещанское или купеческое звание, они равномерно сохраняют все личные свои преимущества, подвергаясь в сих случаях только платежу денежных повинностей, гильдейским и городовым Положением установленных”.

В главной части грамоты в дополнение к имеющимся у коробовцев 98 десятинам земли им, истинно по-царски, было пожаловано ещё 742 десятины земель из казённых пустошей. Наряду с этим Николай I даровал потомкам Сусанина ещё одну льготу. В грамоте говорилось: “... поелику белопашцы издревле находились в заведывании Приказа Большого Дворца, а в последствии состояли под ведомством и судом Дворцовой Канцелярии, то и ныне, оставляя их в Дворцовом заведывании, вверить главное попечительство над ними министру Двора Нашего, а ближайшее местное наблюдение костромскому гражданскому губернатору, с тем однако же, чтобы он не иначе въезжал в их селение, как всякий раз с разрешения Министра Двора, кроме случаев особенной важности, нетерпящих отлагательства, о коих в тоже время доносил бы ему, Министру Двора”. Последняя льгота фактически наделяла Коробово, как иностранное посольство, правом экстерриториальности, практически полностью выводя белопашцев из-под контроля местных властей.

Дарованные Николаем I-м потомкам Сусанина льготы были, в принципе, максимумом льгот, больше которого реально царь уже не мог дать ничего». (Зонтиков Н. Иван Сусанин. Легенды, предания. История.)

3 про-гор 1910 коробово.jpg
Фото Прокудина-Горского. 1910. Улица в селе Коробово.

Ну что же, белопашцы получили земли по 8 десятин на мужскую душу, им помогли организовать общину для решения общих проблем. И, надо сказать честно, на это раз сусанинцы проснулись от спячки и творчески воспользовались … отсутствием полиции на своей земле. Сами они это придумали или про них прослышала заинтересованные в убежище лица и соблазнили, но Коробово вдруг стало приютом для преступников и сектантов. Более того, потомки крестьянина, спасшего царя, стали адептами секты бегунов, которые отрицали земную власть и царя в частности. Когда в село вновь приехал царь Александр II, то сусанинцы-бегуны просто разбежались по округе, чтобы не согрешить лицезрением монарха. Можете себе представить впечатление царя, который как раз решился освободить крепостных крестьян. Ага, вот и дай таким волю. Пришлось царю построить в селе церковь для вразумления, а чтобы аргументы попов были более убедительны, «раскулачить» 14 наиболее злостных коробовских семей: отправить их к новому месту жительства подальше от родного села. Кстати, было дано условие, которое затем повторил Сталин: дети нарушителей могли вернуться на родину после совершеннолетия и пользоваться дальше льготами.

Я бы сказал, что пример крестьян Коробово тем самым ставит под сомнение пятый распространенный миф о крестьянах как о рожденных государственниках. Увы, мир крестьян слишком мал, чтобы всерьез понимать сущность и проблемы государства. Белопашцы получили от своего государства все, что оно могло дать в то время, а потом стали сектантами и решили, что государство – это антихрист.

Дальнейшую историю коробовцев расскажу как-нибудь в другой раз. Сообщу лишь один факт. В 1929 г. в Коробово приехал секретарь райкома помочь с организацией колхоза. Через неделю он исчез, а крестьяне развели руками, – верно заблудился и утонул в болоте.

7.jpg
Тропа к Чистому болоту


Comments

( 15 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
plotnikk
Nov. 4th, 2016 08:40 pm (UTC)
Доброго здравия!
Не изучал такого рода статистику. Перепостил тему исключительно в качестве наглядного примера депресняка от недогруза.))
Боец крепчает в бою и расслабляется от свободного времени.))
(Deleted comment)
plotnikk
Nov. 5th, 2016 06:51 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Конечно! Всегда рад нашему общению, и очень бы хотел встретиться! Жаль, только, что прочел запись твою утром...
igor_sabadah
Nov. 5th, 2016 05:46 am (UTC)

Закрыли ограниченную группу людей в резервации и теперь это как пример приводят. Бред же.

plotnikk
Nov. 5th, 2016 06:56 am (UTC)
Доброго здравия!
Это не резервация. Люди могли перемещаться по своей воле по всему государству. Правда землю им дареную с собой не унесешь. А права на без налоговую и без тяговую( служба в армии и пр.) жизнь за ними были вне зависимости от места жизни.
Другое дело, что отсутствие трудностей развращает. Нет необходимости напрягаться и тем самым становиться сильнее и умнее.
Когда все есть и все хорошо даже пчёлы прекращают трудится, разоряют свой дом, роятся и покидают его. Так и люди. Для развития им необходимы трудности (пусть умеренные, но что бы были).
igor_sabadah
Nov. 5th, 2016 07:51 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Ага могли, только денег на это у них не было, они же натуральным хозяйством жили по сути. Стимулов развиваться никаких
plotnikk
Nov. 5th, 2016 01:24 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
А что Вы понимаете под развитием крестьянского хозяйства? В моем понимании это красивая церковь, школа, наполненные живностью ( птицей, овцами, коровами) дворы, жители в добротной натуральной красивой одежде, радостные дети, ухоженные старики. Что еще нужно для человеческого счастья? И все это могли создавать белопашцы. Для этого все у них было и натуральное хозяйство только в помощь.
А Вы какое развитие имели в виду?
igor_sabadah
Nov. 6th, 2016 08:15 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Всё правильно, но если вариться в собственном соку почему-то все это очень быстро вырождается:( И выход тут один: не тратить кучу времени на домашние поделия, которые всё равно особым качеством не отличаются, а развивать товарное производство и интегрироваться в большой мир. Доводить до абсурда конечно тоже не надо, и от огородика со всякой всячиной отказываться не надо, но и всё делать самим тоже не следует.
plotnikk
Nov. 6th, 2016 08:59 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Это все на словах , а на деле:

Деревня Агарково. Истринский район Московской области. Просто деревня в десять( не тысяч, просто десять) домовладений. Нашими "товарами" пользуются в Европе и Австралии... Мебель, посуда, украшения, одежда - в лучших домах Лондона и Парижа. Мёд наш - первое место на выставке в Германии. Иван-чай наш радует от Сербии до Италии.
Вышивка представлена на 30 международных выставках от Польши до Италии.

И это всё НАТУРАЛЬНОЕ хозяйство! В одной отдельно взятой деревне. Без кредитов, грантов, помощи от государства, церкви и общественных организаций. Без спонсоров и меценатов.

Как Вам такая эффективность экономическая?

Что можете в ответ предъявить, к чему сами имеете отношение?

А если у Вас есть только прожекты и схемы без конкретных личных результатов, то лучше бы поучились у тех , у кого получается .
А так базарить за хорошее, и призывать к светлому будущему каждый может. Живите настоящим, и тогда сам Бог Вам поможет все проблемы решить!

Edited at 2016-11-06 09:00 am (UTC)
igor_sabadah
Nov. 6th, 2016 09:05 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Это не натуральное хозяйство, а самое что ни на есть товарное производство, натуральное это когда то что сделали то и потребили:). А вы молодцы и если бы сусанинцы делали как вы то точно так-же процвели бы.
А я просто вожу людей и получаю за это зарплату:), меня это устраивает.
fitil57
Nov. 5th, 2016 10:27 am (UTC)
Интересный материал, спасибо)
Скажу как педагог по профессии. С таким же успехом можно дать классу умных, любознательных и успешных детей право учится как хотят, чему хотят и сколько хотят, а потом удивляться тому, что они стали лодырями и болванами, и сделать вывод о том, что они изначально были чужды знанию и не любили школу.
plotnikk
Nov. 5th, 2016 01:25 pm (UTC)
Re: Интересный материал, спасибо)
Хороший пример с учениками. Спасибо!)
domaroshchimer
Nov. 5th, 2016 06:01 pm (UTC)
Осталось сделать один маленький шажок в экстаполяции. Мол в нашем, Богоспасаемом отечестве всё так не-скдадно и не-уклюже потому, что Бог о нас помнит и держит в "чёрном теле":)
plotnikk
Nov. 5th, 2016 07:11 pm (UTC)
Доброго здравия!
Бог о нас помнит! И Солнцем согревает, и метелью охлаждает... все дает всем то, что самое душеспасительное. Другое дело , что это все: и вода и воздух и Солнечный свет мало кого радует и вызывает благодарность. У большинства другая забота, где бы выпить(что бы оторвать и пр.), и что бы за то ничего не было. Не стоит на Бога перекладывать последствия дарованной человеку свободы воли. Как он ту свободу использует, и что за то получает,- это сугубо его право на увлечения.

"Черное тело" - это не Бог а сам человек себе создает. Другое дело, что отсутствие проблем реальных наилучшее условия в которых это у него получается. Получается через отказ ценить то , что есть , дорожить тем что имеешь, и желанием послать(разрушить) все до основания только на том основании, что скучно и лень самому трудиться.
( 15 comments — Leave a comment )

Profile

plotnikk
Александр Билецкий
Website

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags