?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oboguev в Неменский: Рустикализация русскости
http://www.apn.ru/publications/article33519.htm

[...]

Советский Союз был гигантским нациотворческим образованием. Задача «создания новых социалистических наций» ставилась официально, и под неё создавалась мощная инфраструктура. При этом власти решали очень сложную задачу, ведь почти всё нерусское население страны находилось на донациональном уровне развития: у этих народов не было своей развитой городской культуры, утвердившихся норм литературного языка, а нередко не было и письменности. Социалистические нации нужно было создавать из народов, не получивших необходимый опыт исторического и культурного развития.

[...]

Для создателей советских «новых социалистических наций» основной проблемой было влияние очень развитой русской культуры, которая господствовала в городской среде почти на всей территории Союза. Она не должна была задавить ростки местных национальных культур, которые вряд ли могли открыто конкурировать с нею. Необходимо было создавать для них привилегированные условия, а русскую культуру сознательно ограничивать. Проблема «равенства прав» народов была отодвинута задачей утверждения «равенства возможностей» для представителей разных народов, а для этого оказалось необходимым создание системы правового неравенства.

Примечательно, что эта же логика «позитивной дискриминации большинства» несколько позднее утвердилась и на Западе, став основой появившейся в конце 1960-х – начале 1970-х гг. теории мультикультурализма. Советский опыт управления культурой оказался во многом предтечей практикам создания мультикультурального общества на Западе. Правда, там этот принцип был распространён не только на национальный вопрос, но и на другие варианты деления общества, став основой для новой системы «господства меньшинств».

[...]

Целью уравнивания в возможностях носителей различных культур в СССР служила не только политика по ущемлению прав русского большинства, но и политика по рустикализации русской культуры – сближения её таким образом с культурой других народов Союза. Задачей советской власти было «опустить» статус русской культуры на один уровень с культурой других народов СССР, то есть сделать её тоже «сельской».

[...]

Высокой русской культуре при этом была уготована своеобразная участь интернационализации, обретения статуса «достояния всех народов СССР». Те же памятники Пушкину ставили везде, по всей многонациональной стране, независимо даже от того, переведены ли основные его произведения на местный язык. Можно сказать, что в советских понятиях это было скорее повышение её статуса, однако имело вместе с тем и обратный аспект – символической денационализации. Не она была признанным выразителем русскости, а село.

[...]

Впрочем, опять же надо оговориться, что этот взгляд имел основания и в самой высокой русской культуре, деятели которой в предыдущем столетии также осознавали её как результат иностранных влияний, как неподлинно народную, и шли за настоящей народностью в деревню. Однако если для них это было связано с задачей возвращения народного духа в высокую культуру, то у советских политиков такой цели не было.

На деле рустикализация стала удобным способом отчуждения от русской культуры «интернациональной» элиты СССР. Навязанное в 1920-30-е гг. биологизаторское понятие «национальности» утверждало идентитарную мозаичность советской элиты, закрепляя широкое распространение нерусского самосознания.

[...]

Примечателен процесс конструирования в СССР «русской деревенской культуры». Он фактически идентичен обратным процессам у прочих народов, для которых создавалась новая городская культура.

[...]

фольклоризованная русская идентичность ликвидировала общерусский аспект старой русской культуры, сводила её к среднерусским деревенским традициям, тем самым ставя её рядом с конструируемыми на сельской основе украинской и белорусской национальными культурами.

[...]

Рустикализация «русского образа» в советской культуре проходила параллельно с казалось бы обратным процессом – уничтожения русской деревни. Если в начале ХХ века русская деревня жила примерно так же, как и тысячу лет назад, сохраняя огромное наследие народной культуры, то к концу ХХ века носителей этой традиции не осталось даже среди старшего поколения. Полное уничтожение собственно деревенской культуры на самом деле не противоречило фольклоризации русскости в городах, потому что сфабрикованная советской вариацией модерна «русская народная культура» могла утвердиться в своём статусе только за счёт уничтожения реальной культуры села, придя ей на смену. Эти своего рода городские фантазии на тему жизни простого русского народа не должны были подвергаться испытанию встречи с реальной традицией.

[...]

Русский национальный патриотизм всегда осознавался как важнейшая опасность для коммунистической власти. Так относился к нему В.Ленин, называя его «великорусским шовинизмом», так же к нему относились власти и к концу советской эпохи. И рустикализация русской культуры была важнейшим способом обезопасить от него систему. Советский патриотизм, как подлинно интернациональный, осознавался как прогрессивный, а русский патриотизм, да и любая актуализация русской национальной темы – как ретроградство, которое имеет право быть, но не может претендовать на господствующее положение.

[...]

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
Мещерский
May. 15th, 2015 02:57 am (UTC)
А что там с украинским племянником ?
drakonit
May. 15th, 2015 04:52 am (UTC)
Очень хорошо подмечено. Т.е. наращивание советского было во многом антирусским, хотя и строилось то на русском фундаменте. Все эти нацреспублики вырастили на свою голову вместо того, чтобы интегрировать их население в русскую цивилизацию, не будировать их местечковый колорит на уровень "равного братского народа" со своей академией наук. Так что убийства и унижения русского населения в нац.республиках, войны за территории, неправильно нарезанные (русское Приднестровье в Молдавии, армянский Карабах в Азербайждане, часть Осетии в Грузии, русские Крым и Новороссия на Украине) - все это на совести создателей СССР, советских властей.
sharov43
May. 15th, 2015 06:14 am (UTC)
Много интересных мыслей.
ptitha
May. 15th, 2015 06:59 am (UTC)
Может все попроще было? Сейчас в сети мелькают данные что советская власть минимум на 50% - евреи. Публиковали данные что НКВД в 30 годах на половину состояла из евреев.
Создаётся впечатление что за всеми громкими красивыми словами о равенстве,братстве народов,"выращивании новых социалистических наций",и прочее красивое но пустое, стояла простая причина - шкурный интерес отдельных представителей самого талантливого народа. Сюда же можно отнести и тупое (во вред государству) уничтожение православия.
Где то писали что Троцкого даже свои прокляли "за возбуждение ненависти к еврейскому народу других народов".

И чисто собственные впечатления из детства - когда показывали по тв передачи из "русское народное",то как правило это были коллективы поющих бабок смотреть и слушать тошно.То есть унылое говно.Как будто спецом так поставлено было.
ivanova_ffm
May. 15th, 2015 09:17 am (UTC)

А Вы сами как на этот счет думаете, Александр? Вы же каак раз в деревне, в той самой "рустикальной русскости" живете.
plotnikk
May. 16th, 2015 05:30 pm (UTC)
Доброго здравия!
Как я думаю? А что тут думать, тут все, как при падении Рима... вроде как недавно и было, а уж и нет.
Культура соответствует тому образу жизни который ведет человек, а какой у нас сегодня образ жизни в деревне? Если в массе говорить, то или умирающий или коммерческий. Отдельные же попытки возродить традиционный образ жизни ( как в Жарках) пока , как суслики в поле,- вроде и есть, а посмотреть то и не видно.
Как чувствовали себя последние могикане Америки? Или последние легионеры Рима?
В лучшем случае, в конце концов будут созданы национальные культурные резервации, да, и то если будут.
При этом страна конечно же живет, но человек в ней так же далек от русской народной культуры , как современные люди в Европе от культуры возрождения.
К сожалению и православие не смогло отстоять традиционное и настоящее культурное русское. Идет своим ходом вялотекущая модернизация и трансформация, икономия и экуменизм...

Этой зимой почти не было снегирей, а весной совсем мало прилетело ласточек и зябликов. Но, соловьи еще поют, -заливаются и цветет черёмуха. И то хорошо и слава Богу.)

ivanova_ffm
May. 16th, 2015 07:54 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!

Понятно. Спасибо за ответ. И Вам тоже здоровья и радости.
lcp_ma_a
May. 16th, 2015 08:23 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
"К сожалению и православие не смогло отстоять традиционное и настоящее культурное русское. Идет своим ходом вялотекущая модернизация и трансформация, икономия и экуменизм..."

Такое обобщающее утверждение влечёт за собой необходимость серьёзных аргументов. Как пелось в давней песенке "я Вам не скажу за всю Одессу, Вся Одесса очень велика".
Здесь не проходит "кожей чувствую" и "пишут".
Вот приезжал к Вам в Агарково Сергей из Калининграда. Дважды побывал на Афоне и по нескольку дней там пожил. Он делился результатами сих посещений. Сейчас о. Павел Великанов на сайте Богослов. ру ведёт серию диалогов "Лица академии". И потом, разве в коллекции лицевого шитья отделения Иконописной школы МДА есть псевдоморфозы? Там подлинники не копийные, но восходящие к подлинным образцам. Посему Ваш тезис, который я привожу в начале комментария, можно уточнить по содержанию.


Edited at 2015-05-16 08:58 pm (UTC)
plotnikk
May. 17th, 2015 05:07 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
И слава Богу, что есть лицевое шитье!И слава Богу, что братия на Афоне молится!

Есть и знаменный распев и крюковое пение... и на гуслях слышал я , что играют.)

Речь не о том, что еще сохраняются очаги русской культуры, а о общем направление её движения. Культура не застывшая глыба, а пронизывающее и облагораживающее пространство живущего в том числе и её потребностями человека. И это пространство отвечая запросам, вдруг осознавших свою духовную потребность миллионов людей, стремится к соответствию с их уровнем восприятия и готовностью к труду.

Речь не о духовном лекарстве, которым одаривает сам Спаситель как Солнце каждую,( без различия по отношению к национальной культуре и уровню её запроса), кающуюся душу. Православие в том не подвержена ни экуменизму, не икономии. И слава Богу.

Речь совсем о другом, о культурном ( формальном) содержании: об одежде, звуках, стяжках, срубах, линиях, тонах, цвете... О том, к чему ранее годами учились и подступали с благоговением, а сегодня легко производится машинами в любом количестве.

Сегодня найти такого батюшку , который бы благословлял к строительству православного храма исключительно православных людей практически не возможно. На всех почти стройках работают инородцы и иноверцы, отливают в бетоне по современным технологиям, то, что после будет служить Божьим Храмом. И это не является даже предметом обсуждения, хотя когда то такое никому и в голову не могло придти , так , как считалось , что только построенный всем православным миром Храм,по-настоящиму и дорог прежде всего отдавшему свои силы, время и здоровье участвующему в строительстве православному приходу. Но, где сегодня такие приходы в которых сами прихожане строят и украшают свои храмы?










lcp_ma_a
May. 15th, 2015 06:04 pm (UTC)
Интересная мысль. Она уже витала в воздухе. Теперь оформлена словами и её можно рассмотреть повнимательнее. Но я бы предложила технологию рассмотрения изнутри себя. Изнутри каждого читающего данную статью. Заглянуть в себя в данном контексте. Что там внутри русского, что советского, что городского, что сельского, что национального, что интернационального и, что от других народов СССР. Я пробую всмотреться в свой внутренний мир давно - лет двадцать, и нахожу его псевдоморфозным. Кристалл выпал. Форма, которую он удерживал расползлась, скукожилась - изменилась. В эту искажённую форму устремилось всё, что угодно, поскольку форма нуждается в конкретном содержании, а содержание ищет, только ей присущую, форму. Поэтому, утверждать себя однозначно городским жителем я не могу, сельским - тоже, русской не могу, советской тоже не могу. Православие, как звёздочка на небе - не дотянуться. Советская ли власть сие совершила, или мои предки были неразборчивы? Но сказать сейчас о нас словами Александра Сергеевича Пушкина: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет" думаю неуместно. О каком-то ином духе говорил русский поэт.
lcp_ma_a
May. 17th, 2015 10:05 pm (UTC)
"Культура не застывшая глыба, а пронизывающее и облагораживающее пространство живущего, в том числе и её потребностями, человека. И это пространство отвечая запросам, вдруг осознавших свою духовную потребность миллионов людей, стремится к соответствию с их уровнем восприятия и готовностью к труду".
Хорошо сказано!
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

plotnikk
Александр Билецкий
Website

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags