?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у bulochnikov в Деградация пед. науки и школы в ретроспективе.
В СССР была установка: при воспитании воздействовать на коллектив, чтобы коллектив воспитывал индивидов. Это проще и эффективнее, чем достучаться до каждого. Нас на офицерских занятиях обучали, что чем больше коллектив, тем проще им управлять. Труднее всего управлять небольшой группой разношёрстых индивидов. Взводом управлять проще. Полком ещё проще и т.д.
.
Была в школах целая метода создания коллективов из индивидов. Были субботники, совместные походы с разжиганием костров, школьные линейки, коллективные соревнования по ГТО, совместные уборки школы и классов и многое другое.
А книга великого педагога Макаренко "Педагогическая поэма" была настольной книгой студентов педвузов и преподавателей.
.
Не простое, творческое  это дело - сплотить и взять под контроль коллектив. Но получалось.
У Макаренко в колонии были и дети-бандиты, и дети-убийцы. И дети-насильники. Многие из них чуть ли не с рождения жили на улицах. Однако, практически из всех их получились вполне приличные граждане: офицеры, инженеры, моряки и просто работяги. Некоторые из них даже сумели прославиться.
.
Потом его методику признали тоталитарной и недемократичной. Как-то исповдоль через семинары заезжих альшулеров педагогам была навязана мысль, что никакого единства образования и воспитания не должно быть. Что школа только поставщик образовательных услуг. А если кого и воспитывать, то не коллективиста-труженника и защитника, а индивидуалиста-потребителя.
Пришла училка, оттарабанила лекцию, собрала папочку и адью! А воспитывают пусть психологи, социологи и родители. Кого хотят получить на выходе, пусть того и воспитывают. "А меня это не касается".
.
И верещит училка о чём-то о своём среди трёх десятков индивидов-потребителей, которые играют в смартфоны, плюются из трубочек жёванной бумагой, лезат друг другу в трусы, дерутся, скандалят и знать не хотят училку. Несчастная училка звонит их родителям с требованием сидеть на уроках вместе с их чадами, отправляет детей к школьному психологу - молодой девочке, у которой они раскладывают мозаику для успокоения, снимает на смартфон детские безобразия, то ли для выкладки в инстаграм, то ли для досье с целью дальнейших разборок.
И мечтает только об одном: побыстрее выйти замуж и слинять в декретный отпуск.
.
Куда делись совместные походы, костры, песни? Куда делись футбольные матчи класс на класс? Куда делись совместные уборки в классе, а вместе с ними дежурные по классу и старосты? (Про пионерские организации я промолчу, ибо сталинизм и это мы давно изжили, слава Боннер).
.
Кстати, совместные походы - великолепное средство выявления истинных лидеров. Часто тяжеловес-жирдяй, давящий всех в классе своей тушей, скисает после первых двух километров и его, ноящего и сопливого, всем классом тащат вперёд. После этого он теряет всякое уважение и никто его больше не боится. И он сам не претендует на лидерство.
В таких испытаниях и выявляются настоящие лидеры. Если педагог - вожатый сумеет установить с ними неформальный контакт с целью взять под своё влияние, то потом ему проще будет с их поддержкой взять под свой контроль и весь коллектив.
.
Надо сказать, что костры и походы исчезли уже в СССР.
В самом раннем детстве я участвовал в таком походе. Потом костёр стали устраивать сами взрослые стационарно в пределах ограды пионерского лагеря. Один, зато большой. Мы сидели вокруг исмотрели на него. У моей жены, которая была помладьше меня, уже костров не было. Их заменили "водным праздником" . Это когда дети плескаются в местной луже по колено, под грозные оклики воспитателей.
А потом и это отменили.
Вся пионерская работа свелась к толстой тётке с красной тряпкой на шее, которая ккричала на очередного двоечника, что он своей учёбой позорит их пионерскую дружину.
.
Можно ли поменять эту тенденцию на деградацию? Я думаю, можно. Но для этого надо прежде поменять министра образования, значительную часть ректоров пеВУЗов и преподавателей ВУЗов и методички по воспитанию студентов педвузов и школьников.
И лет через 10 будет заметен результат, а лет через 20 перемены станут необратимы.
И ради бога! Очистите педагогику от присосавшихся к ней всевозможных НКО с их альтулерами и семинарами!
.
"Ох, и не лёгкая это работа - из болота тащить бегемота!"

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
sky_sonya
Dec. 24th, 2014 07:07 am (UTC)
да уж.. грустно все это (( более чем...
vovka_belarus
Dec. 24th, 2014 07:33 am (UTC)
Куда делись совместные уборки в классе...
Не знаю, как в России, а в Беларуси за организацию такого мероприятия у учителя могут быть серъезные проблемы...
Дети и родители знают, что в школе есть уборщица, которая за уборку получает зарплату. Все иное тутже может быть воспринято родителями, как эксплуатация детей. Я уже это проходил...
dmitryvk
Dec. 24th, 2014 09:11 am (UTC)
В России так же(((. Типа дети должны знания получать...Набрал фразу в поисковике "почему запретили детям делать уборку в классе" и прифигел от мнений... : "деньги берут-а дети работают".
Какой дурдом...
Вот оно потребительское отношение,"клиент всегда прав","кто деньги платит, тот и..."
Наташа Андросенкова
Dec. 24th, 2014 08:02 am (UTC)
ох как в тему... какие костры и субботники? нам учительница сразу же в начале сентября сказала, что никаких внеклассных процессов она организовывать не будет (только если процесс не спущен от директора типа спектакля или организации дня первоклассника) - у нее есть своя семья и ей нужно тоже время на родных. Если мы хотим в музеи с детьми - то только в учебное время, снимая детей с уроков. да и последний раз наблюдала ее "общение" с классом в театре. она со своей дочкой отдельно, все дети отдельно, кто со своими родителями, кто сам по себе (у кого родители пойти не смогли по какой-то причине) - прекрасный способ, наверное, сплотить коллектив и привлечь на свою сторону лидеров...
ozimushka
Dec. 24th, 2014 08:06 am (UTC)
Мда. Я, конечно, тот еще индивидуалист, но все же современный подход как-то свосем печален. Только товарно-денежные отношения... А помню как с нами, малышами, возилась наша первая учительница - самые мои яркие школьные воспоминания...
drago_kun
Dec. 24th, 2014 09:27 am (UTC)
Я знаю (не лично, разумеется) Альтшулера Генриха Сауловича - автора Теории решения изобретательских задач и талантливого педагога. Или это наезд на Бориса Альтшулера из РОО "Права ребёнка"?

Что-то мне кажется, что автор этой заметки - явный чудак. И подпускать этого чудака к детям с его армейскими методами воспитания - никак нельзя.

Вы то сами согласны с мнением или так, постольку поскольку?
plotnikk
Dec. 24th, 2014 11:09 am (UTC)
Доброго здравия!
1.Думаю, что речь в данном контексте конечно идет о Борисе Альтшулере.

2.Если бы не разделял мнение автора, то и не размещал в своем журнале.
drago_kun
Dec. 24th, 2014 11:52 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
И Вам не болеть!
Чтож, в таком случае, если Вы не возражаете, разовью свою мысль о том, почему именно я считаю конкретного автора - чудаком, а вышеописанную точку зрения на воспитание/образование ошибочной.
Чтобы понять, чем именно занимается РОО "ПРАВО РЕБЕНКА" достаточно зайти на их сайт. http://right-child.ru/
Например:
"Программа «Право ребенка на семью»

Реализация права ребенка на семью – основное направление нашей деятельности на протяжении многих лет. Куратор Программы: Светлана Пронина, сказавшая в одном из интервью ключевые слова: «Мы теряем детей, потому что мы теряем семьи».

В рамках этой Программы, наряду со спасением коллективом РОО «Право ребенка» конкретных кровных либо опекунских семей, реализованы проекты содействия семейному воспитанию детей-сирот в Новгородской и Смоленской областях, инициировано принятие в этих областях законов о патронатном воспитании (к сожалению аннулированных, как и по всей России, Федеральным законом 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»), в Смоленской области реализована программа «На Каникулы в семью», в рамках которой сотни подростков из школ-интернатов впервые оказались в семейной обстановке – в семьях жителей Смоленщины, где многие из них, в возрасте 12-14 и более лет, впервые в жизни помыли посуду, увидели деньги, нашли под домашней елкой новогодний подарок Деда Мороза…"
Или, например, тут http://right-child.ru/family_1.html - цели, задачи, стратегии.
Или, например отчет о работе за январь-февраль 2014 тут http://right-child.ru/116-40314.html
На основании вышеприведённых примеров я имею полное право считать булочникова чудаком и это мнение строго обосновано.
Теперь о концепции - школа/учитель должна воспитывать.
Это психология халявщика. Воспитайте мне моего ребёнка так, как я хочу. Причём, что характерно, воспитание отдаётся на откуп совершенно незнакомым людям. И одновременно требование о том, что родители должны быть главными и единственными воспитателями вообще не упоминается. Что, например, мешает организовать какому-либо из родителей поход в лес с классом? Не одному, а двум-трём? Это вполне по силам и своим детям я подобное устраивал ещё 10 лет назад. Мешает психология потребителя-халявщика - сделайте мне, воспитайте мне, а я лишь буду оценивать.
Я прекрасно помню те времена, когда "воспитывала" школа и коллектив - "школьные годы чудесные" для меня были адом. Климактерические психически неуравновешенные бабы считали, что имеют право командовать мною и заставлять делать то, что они хотят. Постоянный, непрекращающийся ор тёток, классические унижения и издевательства при полном попустительстве т.н. "классных руководителей" - это всё результат взятия на себя школой несвойственных функций воспитания.
Чтобы применять опыт классической советской школы в нынешних условиях необходимо, для начала, уважать детей. Как Макаренко уважал своих воспитанников, как Ушинский, Сухомлинский, Каптерев и т.д.
Пока этого нет - нельзя ни в коем случае поручать воспитание своих детей посторонним людям. Пускай школа предоставляет "образовательные услуги" и не лезет в воспитание моего ребёнка.
plotnikk
Dec. 24th, 2014 02:43 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Понятно,

Вы из тех , кто против, что бы учитель в школе был примером и образцом морального и нравственного поведения, но за то, что бы истерические тетки не имеющие семьи и детей отнимали детей из семьи потому, что в холодильнике нет авокадо и пармезана.

Вы из тех. кто против, что бы ребенку в школе говорили о том, что хорошо, а что плохо, но, за то, что бы чиновники из органов опеки имели право навязывать свое представление о правильном воспитании семьям.

Вы из тех, кто против организации внеклассной работы в школах, против походов в театры, музеи и любой внеклассной жизни, но за то, что бы вместо помощи многодетным семьям наносить психологические и физические травмы родителям и детям разлучая их и создавая для детей условия насилия и жестокости.

Нет дяденька нам с Вами не по пути . Были тут такие в окрестностях нашей деревне в 41 году. Да все в болоте утонули.
Да и отцы наши духовные благословили - " встретишь ювенальщика- житья ему на русской земле не давай!"

С такими идеями как Ваши очень хорошо работать в городе Грозном. Если , что обращайтесь за рекомендацией!
drago_kun
Dec. 24th, 2014 03:12 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Даже не знаю, как Вы смогли сделать такие выводы из моего сообщения. Либо Вы меня с кем-то перепутали, либо это такой троллинг :).
Я против того, чтобы любой человек из школы, который называет себя учителем, имел ПРАВО воспитывать МОЕГО ребёнка так, как он считает нужным. Я за то, чтобы истеричные тётки ТАК ЖЕ не имели ПРАВА изымать детей из семьи. Но те, кто ТРЕБУЕТ от государства чтобы оно занялось воспитанием их детей автоматически передают государству ПРАВО следить за состоянием ребёнка в семье и отнимать детей у родителей по любой прихоти.

Да, я против того, чтобы в школе ребёнку говорили о том, что хорошо и что плохо - я САМ могу объяснить это моему ребёнку. Потому что учитель-бандеровец скажет, что хорошо жечь колорадов, учительница лесби скажет хорошо за однополый секс, учитель-атеист скажет что хорошо не верить в Бога. Это именно то, что Вы предлагаете - Вы требуете от государства чтобы оно воспитывало Ваших детей. Я ещё раз повторяю - я против вмешательства государства в жизнь семьи.

Остальные параграфы мне даже неловко комментировать, видимо Вы хотели меня обидеть. Чтож, Вам это удалось.
Прощайте.

P.S. В Грозном, кстати я был - летом 1998 года с монахами Сретенского монастыря.
domaroshchimer
Dec. 24th, 2014 03:35 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Ну да, ну да...
Оградим наших детей!
В детсаде пусть за ними при-сматривают, а не вос-питывают.
В школе пусть не учат, а дают знания.
В армии пусть не способствуют стать мужчиной и гражданином, а натаскивают в стрельбе.
irina_rapid
Dec. 26th, 2014 09:03 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Дело в том, что для того, чтобы САМОМУ (САМОЙ) воспитывать своего ребенка - нужно именно этим все время и заниматься. А не работать. В подавляющем количестве семей работать вынуждены оба родителя. А значит вариант "я сам" - не возможен. Так или иначе, формировать мировоззрение ребенка будет окружающая среда. И да, да... именно эти самые, которые вам так не нравятся.
И именно на эту тему опубликована эта заметка... давайте еще раз прочитаем название "Деградация пед. науки..". То есть автор выступает ПРОТИВ деградации, то есть, в том числе, и против "орущих" (это не метод воспитания), "однополых" (ну, супротив этого и закон у нас выступает) и т.п.

Не стоит делать общие выводы, основываясь на личном опыте. Мой опыт замечательный: были и костры, и походы, и прекрасные учителя. Например, наша классная, в зимние каникулы, собирала желающих и под личную ответственность возила на недельные экскурсии по городам России (ух, устраивали мы ей там "веселую жизнь" в старших классах)).
А с "орущими" мы замечательно боролись всем коллективом. Например, отказывались посещать уроки. Помнится, учительницу-крикунью по обществоведению - школе пришлось уволить. После того, как единственный в школе 9 класс всем составом отказался посещать ее занятия. Директор пыталась вызвать родителей (ага, родительское собрание устроила - отказался то весь класс), ничего не помогло. Так что все решаемо было.))) И, как всегда и везде, зависело от личностей. Нас научили сплачиваться - мы сплачивались для решения проблем. А научили, как верно подметил автор журнала, именно эти костры, походы, утренники и замечательные педагоги, которые тратили часто свое личное время на нас. Пока родители работали.

Так что зря вы так остро отреагировали. И да, контролировать - это право родителей. Главное: было бы что контролировать. При сегодняшнем состоянии педагогики - нечего. А вот это - страшно.

Edited at 2014-12-26 09:10 am (UTC)
caverin2008
Dec. 26th, 2014 12:44 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Против того что бы ребенку говорили в школе что такое хорошо, а что такое плохо? Кто Вас заслал или так круто засрал Вам мозги?
Рекомендую вспомнить фразу, которую приписывают Бисмарку:
В июле 1866 г. после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»:
«…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
Вся статья: http://caverin2008.livejournal.com/tag/Бисмарк%20школьный%20учитель


Edited at 2014-12-26 12:45 pm (UTC)
plotnikk
Dec. 26th, 2014 12:48 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Не думаю , что он Вам ответит, так, как расфрендил мой журнал...
caverin2008
Dec. 26th, 2014 12:53 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Да плевать, что не ответит. Хотя оповещения, о ответах на коммент, приходят на почту со всех журналов, не обязательно с журналов друзей.
caverin2008
Dec. 26th, 2014 12:51 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Вы против потому что учителя хреновые? Так поймите, учитель, даже если в школьном плане нет графы воспитание, хочет он того или нет, а тем более хотите того или нет Вы воспитывает детей на своих уроках. По этой причине Вам Ваших детей нужно перевести на домашнее обучение. Но вопрос в том как они будут жить дальше, как впишутся в реальную самостоятельную жизнь, смогут ли тепличные растения выжить под открытым небом.
caverin2008
Dec. 26th, 2014 12:36 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Не копал про конкретную организацию, но знаю что подобные декларации и.т.п ничего не стоят. Возьмем РАПС это по сути филиал IPPF данная контора позиционирует себя как организация озабоченная здоровьем женщин, сокращением числа абортов,рождением здоровых детей, а по сути занимается сокращением рождаемости в России

Edited at 2014-12-26 12:37 pm (UTC)
sokura
Dec. 24th, 2014 03:42 pm (UTC)
Мне не повезло - я уже турпоходов и костров не застал., хотя в первый класс пошёл в 74-м.
eg_forever
Dec. 24th, 2014 09:31 pm (UTC)
"30 августа 2014 года в Областном драматическом театре г. Тамбова состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с руководителями системы образования Центрального федерального округа, ректорами вузов, директорами школ, педагогами — участниками I культурно-образовательного православного форума «От сердца к сердцу». -
http://radonezh.ru/monitoring/vystuplenie-svyateyshego-patriarkha-kirilla-na-vstreche-s-uchastnikami-i-pravoslavnogo-foruma-ot-110678.html
Dmitriy Morozov
Dec. 25th, 2014 06:14 pm (UTC)
Цензура?
А куда делась сегодняшняя запись про США?
plotnikk
Dec. 25th, 2014 07:23 pm (UTC)
Re: Цензура?
А что понравилась? Вернуть чтоль?)
caverin2008
Dec. 26th, 2014 12:19 pm (UTC)
Все держалось и держится на энтузиастах, уходят они и все.
Ни разу не был в пионерском лагере, все детство провел на Дону в туристическом лагере , по три месяца в палатках на берегу Дона
https://fotki.yandex.ru/next/users/caverin2008/album/63955/view/307546?page=0

Все это дело рук энтузиаста Лесюка Бориса Григорьевича
http://sport.lpgzt.ru/aticle/8958.htm
http://detskipark.ucoz.ru/index/b_g_lesjuk/0-11
bvc257
Dec. 26th, 2014 04:52 pm (UTC)
Эх, непростую вы тему подняли. Сейчас на преподавателя давит боязнь ответственности за любое принятое решение.
fitil57
Dec. 27th, 2014 03:46 pm (UTC)
Спасибо за перепост, Александр!

Подписываюсь под каждым словом этой статьи!

( 24 comments — Leave a comment )

Profile

plotnikk
Александр Билецкий
Website

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags