?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Про шестидесятые и пятидесятые сказать могу только то, что в семидесятых родители вспоминали с большой ностальгией пятидесятые .
А вот семидесятые и восьмидесятые годы помню хорошо. В те времена на вопрос, кому живется материально обеспечено, следовал такой список:

-Работники торговли, от директоров до продавцов центральных магазинов и рынков, продуктовых и промтоварных баз и распределителей;
-Моряки гражданского флота, имеющие возможность заходить в иностранные порты;
-Пилоты и стюардессы международных линий "Аэрофлота";
-Сельские жители прибалтийских , кавказских республик, западной Украины, Молдавии и Абхазии и некоторых республик Средней Азии, так, как все они имели право на большие приусадебные личные участки и продажу выращенной с/х продукции. В Прибалтике оставались хутора до 15 гектаров, из Абхазии шли потоком частные поставки мимозы и цитрусовых, из Узбекистана фрукты, дыни, и арбузы наполняли базары и рынки по всей стране."Корейцам" совершенно законно сдавались в аренду лучшие поля на юге страны, под выращивание зелени и овощей со свободной продажей по всей стране.
-Материально ответственные работники, имеющие возможность списывать , уценять, выписывать всевозможные материально-технические ценности и стройматериалы;
-Работники автосервистных служб;
-Директора заводов, председатели совхозов и колхозов, деканы и ректоры центральных престижных институтов, а так же начальники транспортных и складских цехов.
-сотрудники телевидения, международные журналисты, дипломаты, военнослужащие офицеры проходящие службу в странах Восточной Европы; актеры и музыканты ( особенно те, кто был допущен к международным гастролям).
-Специалисты , рабочие и водители работающие на стройках, предприятиях и месторождениях на Крайнем Севере и приравненных к ним государственных важных стройках БАм; шахтеры, научные сотрудники и работники закрытых предприятий ВПК, атомной промышленности расположенных в особых, "закрытых" городах.
-Космонавты. "Именитые" спортсмены, балерины, певцы;
-Водители международных сообщений Совтрансавто "дальнобои", водители столичных таксопарков "бомбилы";
-Сотрудники партийного, советского аппарата. Руководители горкомов, обкомов и центральных комитетов, профсоюзные "лидеры" и их аппарат;
-Высший генералитет, а так же руководители силовых органов, прокуратуры, судов и ОБХС;
-Спекулянты, фарцовщики, маклеры, цеховики, пляжные фотографы, алкоголики,несуны,барыги, карьеристы, очковтиратели,хапуги.шабашники;
-Дети. Качественное питание, образование, медицина, профилактика, система летнего отдыха и бесплатного спортивно-творческого развития сопровождали всех детей от яслей до окончания школ;




При этом, конечно речь не идет о том, что все перечисленные в списке без исключения использовали свои возможности. Были среди всех привилегированных групп и скромные, честные люди, но, как правило, они своим поведением резко выделялись, как "белые вороны".
В Советском Союзе я успел отслужить почти шесть лет в армии и проработать два года рабочим сверловщиком, мастером и бригадиром сверловщиков на московском заводе "Динамо". В армии не хватало хлястиков для шинелей, а на заводе катастрофически рабочих перчаток. Роскошью и в 70 е и в 80-е была туалетная бумага, которую повсеместно заменяла газета "Правда" и "Труд".
Где то уже с началом 70-х , человек без "связей" и "блата" стал считаться неудачником и "не умеющим жить". Статус рабочего и крестьянина в государстве кичившемся рабоче-крестьянской социальной революцией с каждым годом опускался все ниже, до презрительного и унизительного. Те же, кто "умели жить" и для кого "наглость второе счастье" занимали в обществе центральное, лидерское положение.
Когда сегодня сваливают всю вину за катастрофу СССР в 1991 году на кучку партийной верхушки, то делают большую ошибку. Если бы общество было здорово, то никакой группировке невозможно было провернуть государственный переворот и изменить справедливую общественную систему на капиталистическую. Причины провала мирового социалистического эксперимента гораздо глубже и сложнее, чем простое предательство и измена заговорщиков. А без нелицеприятного их анализа, без разрешения противоречий между трудом и системой присвоения, распоряжения его результатов, ответственности руководителей, никакой возможности возвращения к новому проекту социализма нет.

П.С. Замечательная песня поколения созидателей. В ролике есть момент, в котором девушка опытным движением инструмента прикручивает арматуру. Посмотрите на её руки, на которых нет рабочих перчаток.
Рабочий без удобных рабочих перчаток, как солдат с винтовкой без приклада. Выстрелит то он выстрелит, но только осадочек останется... и отношение со стороны отцов-командиров к солдату по существу проявится. Так и про рабочих, о которых далеко не всегда в СССР помнили.

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
n_colonel
Feb. 10th, 2016 10:44 am (UTC)
А я в 80-е подрабатывал дворником на ж/д платформе. Прэлестно, прэлестно... 30 минут утром, 30 минут вечером. 90 руб в месяц. На поиграть в карты хватало за глаза :))
a_grandjedi
Feb. 10th, 2016 11:05 am (UTC)
По поводу причин - это карма, говорят... Социализм и капитализм - одинаково неестественные системы, но социализм, как религия вождей, оказался болезненнее внедренным в мир - а потому и менее жизнеспособным. Полагаю, что мы увидим и крах царства Золотого тельца при нашей жизни...
Прослойка соцпарткомсработников высшего звена, особенно последних - молодые, со связями, умением руководить и огромными неподконтрольными никому суммами... Позже эти молодые олигархи обзавелись своими спортсменами для защиты от криминала, еще позже - сплавились с ним, а сейчас они честные бизнесмены, кто не покойники. Только вот взятые в 90-е годы большие кредиты государство простило...
На той же железной дороги мы, студентами, за ночь на разгрузках по 25 рублей поднимали. При стипендии в 40. Я на заводе слесарем сотни три получал, мать моя там же инженером - 130...
estoc1
Feb. 10th, 2016 11:17 am (UTC)
Кстати да, я после ВУЗ попал на заводе в КБ на 130, через месяц сбежал в цех ИТР и получал уже за 400 (погнался за длинным рублем), а рабочие под 800 ( с премиями всякими). Правда, производство работало на оборонку )
plotnikk
Feb. 10th, 2016 01:34 pm (UTC)
Доброго здравия!
Не спорю, были везунчики и те, кто мог выбрать куда идти... Но, не все выбирали, кому то доставался хлебушек с другой стороны...
plotnikk
Feb. 10th, 2016 01:37 pm (UTC)
Доброго здравия!
Молодость, крепкие спины, удаль... По всякому было, по разному, одни устраивались, другие доедали то, что оставалось. Слишком по разному в стране жилось, вот и распалась.
estoc1
Feb. 10th, 2016 11:13 am (UTC)
Не плохо жили артисты и музыканты со своим "чесом" бригадами.
А вообще... мне труднее сказать, кто тогда жил плохо. Деньги были у всех. Голодать, не голодали. На улице не жили. Жудо-бедно, давали квартиры "за так". Лишить человека работы было очень проблематично. А найти работу очень легко.
Что такое коммунальные оплаты вообще не задумывались, копейки. Платное обучение - из области фантастики, даже представить не могли, что это вообще бывает.
Раз в год гоняли по санаториям и курортам которые оплачивал профсоюз. Летать самолетом было чуть дороже поездки в "трамвае" (условно). Будучи студентом, умудрялись даже в ресторан сходить на стипендию. Единственная проблема в этом походе был галстук, без него не пускали.)

Edited at 2016-02-10 11:14 am (UTC)
plotnikk
Feb. 10th, 2016 01:31 pm (UTC)
Доброго здравия!
Не знаю, я про все сказать не могу. Но, где работал рабочим, не пожелаю даже врагу.
Московский завод "Динамо" .1986 год. Механический цех. Оплата сверловщика сдельная, малая станина - 16 копеек , большая 20 копеек. Да, зарабатывал я и по 300 и по 400 рублей, но для этого работал в полторы смены с 7 утра до 8 вечера.Работал без перчаток ( тупо потому, что их никогда не выдавали, а в рукавицах ничего на станке не сделаешь) пальцы отбивал, года три руки после работы на заводе были серые... Каждую неделю бегал к окулисту , из глаз вынимал стружку, а на ночь всегда чайный компресс. Наши рабочие очки были такие что в них много не наработаешь. Импортных тогда не было. Пробывал в маске для ныряния даже работать...Расценки были такими, что если соблюдать технику безопасности и трудится восемь часов , больше 180 рублей не заработать. Первый отпуск , через 11 месяцев,- 14 рабочих дней. В цехе дышать было трудно- металлическая пыль с масляными парами. До 45 лет ни один рабочий не доживал. Никаких санаториев и пансионатов, вместо них бесплатные субботники и воскресники.
Все хорошие вещи и путевки разбирал ИТР , а главное парком и профком. Это был двухлетний ад, хотя я и стал в нем мастером и бригадиром, и даже получил корку кандидата в партию. Выпускал стенгазету, писал в ней о необходимости улучшения условий труда. По барабану всем начальникам.
Это я Вам только про Москву написал, про обычный, а не военный завод...
Положение рабочих на гражданских заводах, фабриках, производствах в СССР было ужасное. Не было ни нормальной рабочей одежды, ни перчаток, каждое сверло нужно было выпрашивать,объяснять почему быстро сточилось прежнее.
igor_bon
Feb. 10th, 2016 02:01 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Как -то Вам (точнее рабочим с Динамо) с отделом ТБ. У нас на Козицкого нормально раз в полгода спецовки выдавали (в том числе и береты и говноступы). Работать в перчатках на станке это - с головой не дружить, а вот бадья с "жидкими перчатками" всегда стояла - окунул в неё руки, вынул и пару минут подождал пока засохнет и работаешь, перед обедом и по окончанию рабочего дня - смыл с мылом и щеткой. На счёт упрашивать свёрла - что то тоже верится с трудом - маршрутку в зубы и в инструменталка - и не дай бог у кладовщицы не окажется нужного - всё ИТР цеха на ушах стоять будет, да ещё потом на партсобрании цеха полгода склонять будут.
plotnikk
Feb. 10th, 2016 03:04 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Так и я о том, что все по разному. Про "жидкие перчатки" от Вас впервые услышал. В нашем механическом цехе "Динамо" таких точно не было, а береты ни разу не выдавали. Один раз курточку и брюки из брезентухи и ботинки. Вот и все. Сверла выдавала кладовщица, но под запись, с возвращением старых пришедших в негодность и с Пояснительной запиской. Инженера по ТБ за два года сам не видел ни разу. Но, возможно он где то и существовал.))

Edited at 2016-02-10 03:05 pm (UTC)
igor_bon
Feb. 10th, 2016 05:00 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Да, Вы правы. Я работал на крупном и богатом заводе в механическом цехе, где были установлены, кроме обычных станков первые в стране (конец 70-х) станки с ЧПУ (а там охлаждающая жидкость лилась ручьём, от которой экзема появлялась на второй же день работы поэтому и были эти жидкие перчатки. И, подтверждаю, хлястиков в армии не хватало! :) - это не поддаётся объяснению, но у нас так и было, молодые ходили в шинелях без хлястиков.
Вы правильно описали социальный срез того общества, добавлю, что эти социальные слои достаточно редко пересекались в жизни, за исключением услуг спекулянтов, но к "деловым" от сферы торговли и обслуживания отношение у обычных людей было брезгливое, даже не смотря на то, что пользовались иногда их услугами.
plotnikk
Feb. 10th, 2016 05:23 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Да, все верно.

Очень разнородное общество было:с одной стороны "блатные", а с другой "идейные".

Но, "идейных" было очень мало, да и к тому же скромность, безотказность, неприхотливость, умение спрашивать с себя, а не с государства ,- практически лишало их не только влияния, но и возможности защитить свои идеи.

Тот, кто принял полным сердцем моральный кодекс коммунизма и старался во всем соответствовать ему, уже исходя из требования скромности и стойкости ко всем жизненным лишениям и трудностям молча сносил несправедливость и лицемерие , которое разъедало общество.

Как мне один старый коммунист( настоящий) рассказывал, - "мы ждали команды, но с каждым годом становилось все меньше тех, кто был способен её отдать."
igor_bon
Feb. 10th, 2016 05:46 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Я не зря упомянул о партийном собрании цеха, да там не решались глобальные вопросы макрополитики, вопросы только уровня цеха, но вот вызвать и отчитать директора завода за простои, за некачественные заготовки, за детский сад или питание в заводской столовой - запросто и это имело результат. На низовом уровне была совсем другая партия, об этом не писали и не пишут, чем-то она напоминала профсоюз (таким, каким он должен бы быть) в деле защиты интересов работников. А на уровне, где появлялись освобождённые работники (парт аппарат) и было лицемерие и цинизм - толкая речи о морали в 87-м в помещении зала заседаний парткома эти же люди открыли видеосалон и по ночам крутили порнушку, потом была скупка ваучеров, потом пирамиды, сейчас они у власти и при деньгах.
plotnikk
Feb. 10th, 2016 06:23 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
У Вас была крепкая низовая партийная организация. Но, на ряде производств, особенно "лимитных", где использовалась приезжая рабочая сила не было ни сильной партийной , ни крепкой профсоюзной низовой жизни. За любое отклонения, могли попросить и выписать.
ptitha
Feb. 11th, 2016 10:55 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
<Но, "идейных" было очень мало, да и к тому же скромность, безотказность, неприхотливость, умение спрашивать с себя, а не с государства ,- практически лишало их не только влияния, но и возможности защитить свои идеи>

Воспитание очередью. Кто будет успешен в очереди? Хитрый,наглый,сильный,лжец и безстыда. Такой сумеет и "за своё место постоять" и без очереди проскочить. Значит честные.скромные.вежливые будут лузерами. Жизнь не обманешь. Можно трещать по тв о кодексе строителя коммунизма,издавать книги о добре и хорошем человеке,но простой личный опыт стояния в часовой очереди всю пропаганду вынесет из головы на раз. Для тех кто забыл это чувство "локтя" в очереди,тревога что "мне не хватит",злость на передних "берут слишком много" "долго копаются",злость на задних "мешают взять побольше,орут чтобы больше пары в руки не давали". Советского человека сама жизнь воспитывала в ненависти к ближнему,презрению ко лжи оф пропаганды,самые неприятные качества делали человека успешным. И после всего этого народ недоумевает - откуда столько ненависти в людях "вдруг появилось после конца СССР"? А она просто вышла на поверхность.
plotnikk
Feb. 11th, 2016 11:27 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Да, Вы затронули очень важный момент в формировании "нового" человека. Другое дело, что я категорически не согласен в определении его, как советского. Это, определять христианина по Иуде, а коммуниста по поведению Горбачева. Все это последствия лукавой политики подмены понятий и дегенерации культурного и образовательного уровня человечества.

Действительно воспитание очередью имело огромное значение для формирования общества потребителей с моралью потребителей еще до наступления капиталистических реформ по отношению к средствам производства.

Но, как раз советские, это были идейные люди, как Вы их называете "лузеры". Они считали унизительным для себя стоять в очередях за шмотками и куском "выброшенного" мяса, и предпочитали годами седеть на каше , ходить в том, что свободно продавалось, терпя мазоли на ногах, но не унижать себя потреблятством.
livej78
Feb. 10th, 2016 03:23 pm (UTC)
простым инженерам тоже жилось хорошо
точно лучше, чем сейчас
plotnikk
Feb. 10th, 2016 06:01 pm (UTC)
Доброго здравия!
Но, это относительно того, куда простой инженер получал распределение. Знаю в Москве простых инженеров , начинающих со 120 рублей, которые за 10 лет доходили ( и это в их случае было большим успехом) до 160 . Но, сами деньги в то время мало что говорили, так , как на одних предприятиях обед полноценный стоил 65 копеек, а на других 11. Кроме того очень разными были социальные условия жизни, труда, отдыха и пр. Были предприятия строившие свое жилье, пионерлагеря, пансионаты, а были такие , у которых ничего из этого не было. Были колхозы миллионеры, в которых тусовались телевизионщики, а были такие, которые реально загибались. Основная проблема СССР и была в крайне разном уровне условий труда и жизни.
livej78
Feb. 10th, 2016 06:10 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Наверное.

Я на всё глядя из Ленинграда.
Моя первая з/п была 120 р, у мамы 150, у отца 200.
Пенсия бабушки по возрасту 132р.
суммарный доход семьи 500р.
(Это примерно как сейчас 250 000р)
Полный обед из трёх блюд в институтской столовой самообслуживания был копеек 60, в "профессорском" зале с официантками он же 1 рубль, включая чаевые.

Золотое было время.
plotnikk
Feb. 10th, 2016 06:20 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
И такое было. Но, страна "дышала" по разному. В одном её конце частные хутора, а в другом глухая нищета и мясной борщ раз в неделю.
Были передовые институты и предприятия, а были обыкновенные, рядовые, и последних было намного больше. От того страна и не встала на защиту социалистического отечества, что далеко не для каждого оно таким было. А жаль.
По поводу же того, что и простые , честные люди в столичных городах порой жили и трудились достойно я не спорю.)
livej78
Feb. 10th, 2016 06:32 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
В деревне, конечно, по-другому.

Моих деревенских предков судьба понесла в 20х годах прошлого века из крохотной деревни (сейчас уже чистое поле на место той их деревни) в Петроград, не знаю, радоваться или огорчаться
главное - климат питерский бессолнечный уж очень отвратительный, для человеческой жизни плохо пригодный
alan white
Feb. 10th, 2016 07:38 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
ну-ну...а сейчас все борщом с мясом объелись и разбогатели! страна и не встала на защиту социалистического отечества,говорите?А кого же тогда расстреливал Бейтар в Москве?А чего же тогда на референдуме страна проголосовала за сохранения Союза?Бездомных-не было,голодных-не было!нарков-практически небыло,не говоря ухе о профпроститутках...Не знаю,где и как вы там мучались на заводе,ноя думаю,что вы просто были сачком,а теперь-всем довольны0удалось хапнуть!
plotnikk
Feb. 10th, 2016 08:44 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Опять все смешали в винегрет. Времена они разные:

"Бездомных-не было,голодных-не было!нарков-практически небыло,не говоря ухе о профпроститутках..."- это у Вас откуда? Правильно из семидесятых и начала восьмидесятых...

А в 1991, когда страна ( и между прочим и я вместе с ней) голосовали о сохранении Союза, все это уже не просто махрово цвело, а с ягодками.

Далее , голодающих в семидесятых действительно в Советском Союзе не было. В любой столовке чай и хлеб бесплатно. Хлебом на Украине свиней выкармливали. И вместе с тем огромное количество людей жили очень скромно, и в плане еды и одежды. Они не роптали, понимали и принимали, но совсем не одобряли с каждым годом увеличивающейся разницы отношения к разным группам и слоям общества.

1978 год я будучи школьником еду зимой в Орджоникидзе ( Владикавказ) и тихо оболдеваю. У нас в Николаеве рабочим выделялись дачные участки в 4 сотки с разрешением строительства домика в 25 кв. метров. Тут в Пригородном районе замки с плантациями мандарин и персиков. А на мой вопрос к экскурсоводу что это за дворцы культуры? Следует ответ о том, тут люди живут. Дальше, остановка, открытая продажа шашлыков, домашнего сыра, домашнего вина. Все прекрасно, но в моем городе нет таких форм торговли: или государственный магазин, или коопторг, или рынок, на котором справка о том , что выращена на своем участке. Частное кафе с шашлыками и вином, просто не мыслимо.
1979 год. Город Брянск. Чудный город со сказочно честными людьми, билетики в автобусах которых они отрывают сами, закидывая пятачок. В Николаеве это не мыслимо,все билеты продаются или в специальных ларьках или у водителя, с постоянными контролерами.Опять же Брянск, и еда в магазине есть и одежда, но все очень в домах скромно. Мало у кого есть холодильники, в отличии от жителей Львова, у которых "Розенлефы" на балконах и ломятся от копченостей и чешского пива. Я уж не говорю про зажиточную Прибалтику в сравнению с суровой жизнью рабочих в Кирове и Твери.

Речь не о том, что в СССР не было тех , кому жизнь была в радость, а о том, что кроме них существовала и Центральная разоренная Россия, и промышленные города в которых рабочие порой не имели необходимых для работы перчаток и одежды.

Помню , как к нам на завод привезли импортную технику, и как мы всем цехом рассматривали рабочий комбинезон и перчатки из бардачка. "Нам бы такие, так мы в них и два плана бы выдали!- это самое мягкое , и даже не выражение."

Если Вы действительно хотите , что бы страна вернулась к социалистическому строительству, то одного восхваления достижений мало. Нужно быть честным и научится видеть не только что хочется, но и содержательную часть проблем, и все те системные ошибки , которые привели СССР к катастрофе.

А ссылки на Бейтар и негодяев Горбачева с Яковлевым и Шеварнадзе, это очень поверхностно и мелко.

Вас возмутило само упоминание существование проблем в СССР, а меня возмущает Ваше возмущение, так , как оно мешает нормально и спокойно проделать работу над ошибками. Без которой все попытки отвернуть от капитализма жалки.
(Deleted comment)
domaroshchimer
Feb. 10th, 2016 05:30 pm (UTC)
Не в перчатках щастье, Александр Владимирович...
Из ве́ка в век, из рода в род
Венцы её племён
Бог собирал в один народ,
Но Божий враг силён.

И, чьи мы дочки и сыны
Во тьме глухих годин,
Того народа, той страны
Не стало в миг один.

При нас космический костёр
Безпомощно потух.
Мы просвистали свой простор,
Проматерили дух.

К нам обернулась бездной высь,
И меркнет Божий свет…
Мы в той отчизне родили́сь,
Которой больше нет.

Edited at 2016-02-10 05:32 pm (UTC)
jkl_jkl
Feb. 10th, 2016 05:48 pm (UTC)
Хню какую-то написал, о. Александр

Особенно про 50-е, в которые не было них
plotnikk
Feb. 10th, 2016 06:14 pm (UTC)
Доброго здравия!
Про пятидесятые я написал всего лишь строчку, упомянув в ней своих родителей и отношение их к пятидесятым. До 1956 года мой прадед Виктор Владимирович Аксенович ( поляк,отсидевший 10 лет без права переписки, о чем есть запись в "Мемориале") выйдя из заключения в 1948 году, и получив от государство ссуду в г. Николаеве отстроил мастерскую, в которой с членами своей семьи изготавливал мебель, утварь, шили из шинелей одеяла. Бабушка рассказывала о том, что она делала и продавала несколько сортов мороженного и колбасных изделий, которые сдавала в коопторг. Мастерскую и возможность своим трудом, без наемных рабочих трудится, отнял Хрущев, которого прадед называл бендеровским пидо---сом. При этом по отношению к Сталину прадед мне говорил, о том, что Сталин его в тюрьму не посылал, а сделали это западенские говнюки переселенцы, которым он помог освоится и отстроится, а они ради его "добра" на него настучали. Он после войны их искал,хотел посмотреть "в глаза", но к тому времени их повесили, за службу полицаями при оккупации.
В пятидесятые ежегодно снижались цены, люди имели возможность выращивать продукцию на приусадебных участках, было много артелей, единоличных кустарных производств. Все это уничтожил враг России , главный пи----с и муд-к Хрущ, что бы "небо ему было в клеточку"( это пожелание ему от моего верующего прадеда)

Edited at 2016-02-10 06:15 pm (UTC)
jkl_jkl
Feb. 10th, 2016 08:51 pm (UTC)
в начале 50-х цены снижались потому, что
во время войны они стали заоблачными

их пытались привести к довоенным

при Хрущёве и Брежневе они только повышались

в конце 50-х всё ещё продавался КВН-49 49-го года выпуска

телевизоры "Рекорд", "Авангард" и "Знамя" не каждый мог себе позволить, так же, как и цветной телевизор до 1983 года, когда их удешевили в 2 раза

мебели не было никакой, она появилась из ГДР, Румынии и Прибалтики в 70-х

70-е были самыми тучными при советской власти, благодаря нефтедолларам

кризис наступил в 78-м, после того, как Брежнев выгнал Подгорного и Катушева и стал Председателем ВС СССР

если бы он при этом сам, добровольно, оставил пост Генсека после XXV съезда КПСС, не было бы ни застоя, ни его клинической смерти, ни его маразма, и мы до сих пор жили бы в великом и могучем Советском Союзе
plotnikk
Feb. 10th, 2016 09:52 pm (UTC)
Re: Дорогой мой друг!
Вы неисправимый идеалист, свято верующий в фатальную роль личности в определении характера общественно - экономических отношений.

Но, по мимо личностей есть еще система и её аппарат, которому пофиг личности если они не отвечают их интересам, на что и напоролся Хрущев, и чего опасался Брежнев.

"Живое творчество масс" о котором мечтал Ильич-мечтатель, к семидесятым твердо выродилось в партийно-административный бюрократизм. А как известно государство это есть частная собственность бюрократии и её аппарат насилия и произвола с помощью которого она вменяет для одних труд в обязанность, а других освобождает не только от труда, но и от ответственности за его результаты. И потому такая форма фиктивного демонстративного социализма просто не жизнеспособна, в не зависимости от цены на телевизор, которых все одно на всех не хватит, а если и хватит на кого, то это решит работник магазина.
jkl_jkl
Feb. 10th, 2016 09:46 pm (UTC)
в 80-е хорошо не жилось никому
это была борьба за выживание

ходил анекдот: коммунизм заканчивается за Кремлёвской стеной, развитой социализм - за Московской кольцевой автодорогой, а всё остальное - реальный социализм

кстати, в 60-м был стишок:

Володя проснись,
Никита опомнись:
водка стоит 27,
мяса нет совсем

а перед сменой Хрущёва на Брежнева:

лежу на пляже кверху пузом,
полунацист, полуэссер,
Герой Советского Союза
Гамаль Абдель НасЕр

а также анекдот:

Хрущёв приехал на свиноферму и снялся со свиньями

долго решали, как подписать фотографию: Хрущёв среди свиней или свиньи вокруг Хрущёва

решили подписать: третий слева - Хрущёв
plotnikk
Feb. 10th, 2016 09:55 pm (UTC)
Re: Да Хрущ...
это был обсерун светлых идей мирового уровня. И думаю, по тому, как его потомки легко устроились и стали миллионерами в США, далеко не бескорыстный.

Edited at 2016-02-10 09:55 pm (UTC)
a_grandjedi
Feb. 11th, 2016 08:38 am (UTC)
В разных местах жилось разным людям по разному... Но не из-за этого страна распалась - из-за амбиций феодальчиков больше...
Что вы к хлястикам привязались-то? Это не дефсит был, а мода - хлястики тырить... А выглядело это примерно так: http://bungalos.ru/b/sidorov_lyuftvaffelniki/3
Что до цен и дефицитов - На ДВ был IIIценовой пояс, если это вам о чем-нибудь говорит и ДВнадбавки к зряплатке
Но помню в середине 80-х, как учась в первую смену, успевал до школы обойти с матерью 4 продуктовых и засветиться в занятых ею с ночи очередях, так как продукты отпускали в одно рыло, а тут вроде вдвоем стояли...
По снабжению на судоремонтном заводе (ремонтировали рыбацкие и пограничные суда) проблем не было, кроме того, я практически на этом заводе вырос и что где взять можно знал не понаслышке. Часто мастер мне такие задачи и ставил - "иди найди лист титана нужного размера" или "давай, по-быстрому договорись с кем-нибудь насчет чего-нибудь". ТБ проверялась регулярно, что не мешало происходить дичайшим историям...
Всякое бывало
plotnikk
Feb. 11th, 2016 10:01 am (UTC)
Доброго здравия!
"Если дом разделен, то он недолговечен".

А по поводу феодализма и феодальчиков, то как не вспомнить Маркса и его классификации общества по отношению к труду:
-если труд товар, то он добыча капиталистов мошенников;
-если труд обязанность для одних и привилегия не нести его бремя для других то это феодализм;
- и только свободный труд, как реализация творческой потребности, или , как уж по Ленину "живое творчество масс" есть разрешение отчужденности труда от человека, социализм .

Жить можно в различных системах. И в каждой их них есть всегда те , кто хорошо живут.
a_grandjedi
Feb. 11th, 2016 12:05 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Отчужденность труда к социализму никакого отношения не имеет. Форд, изобрел "потогонную конвеерную систему", в пику, скажем, тому же конвееру ЗиЛа, где не успев вкрутить болт за полагающийся отрезок времени, рабочий, ничтоже сумняшеся, просто забивал его молотком, чтобы контроллер не увидел недокрученной резьбы...
О чем это я, тобишь? Ах да, о фордовском конвеере.
Так вот, пока сам Г.Форд или его помошник собирал в своем сарае кузов штучного драндулета и встремлял ему дрыгатель - он полностью воспринимал результаты своего труда... Как только фордовский наемный рабочий от полного цикла изготовления, долгого и кропотливого, с постановкой собственной марки на изделие, перешел к единственной технологической операции, повторяемой изо-дня в день сотни раз - вот тут ему карачун и настал...
Есть разница между фразами:"Смотри сын - этот терем построил твой отец одним топором, да без единого гвоздя!" и "А ведь в этой железяке где-то громыхает и моя гайка!"?
Обезличенность товара - вот причина отчуждения!
Появляется разбиение на отдельные операции - возникает необходимость в других участниках - стоящих рядом, координирующих, проверяющих и т.д. И кто из них может назвать результат своим? Только тот, кому принадлежит все сырье, инструмент и вся фабрика... Тот, кто платит остальным заработную плату, согласно расценкам, набирает и увольняет персонал.
Таким образом, искать причины возникновения отчуждения результатов труда в политической формации неверно. Этому есть чисто экономическое объяснение. Хотя возможны и хитрые разоблачения мировой закулисы конспиролухами ))

Edited at 2016-02-12 09:09 am (UTC)
plotnikk
Feb. 12th, 2016 09:46 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Собственно говоря строго Маркс оставался ученым, только поскольку исследовал доступную ему объективную реальность, в которой находил основную причину человеческого насчастья в отчужденности от самой жизни в следствии конкретных отношений по поводу труда и его результатов.
Другое дело его мечты... и прогнозы о том , что в неком будущем с учетом фантастического развития производственных сил человечество сможет преодолеть основное противоречия ( может он имел в виду развитие робототехники и искусственного интеллекта,а может использование в качестве рабочих африканских рабов( в то время еще не освобожденных от предвзятого к ним отношения как к неполноценным людям). Трудно сказать, но скорей всего все таки первое.

Но, на самом деле конечно проблема отчуждения разрешается, но только для этого общество должно выйти за рамки установления предписания для личности, а личность научиться получать удовольствие и радость от свободной творческой созидательной деятельности.

Монотонный труд действительно уходит в прошлое с развитием робототехники, а людей все более захватывает возможность воплощения позитивного творчества в согласии с природой и в гармонии с красотой.

a_grandjedi
Feb. 12th, 2016 11:41 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Да, доступную ему...
Я уже говорил, почему социализм прожил меньше...
Капиталистический строй к марксову времени уже достаточно сложился, чтобы можно было его анализировать, критиковать и как-то описывать. С альтернативой же философ и теоретик Карл Маркс вступил в область чистых допущений, фантазирования, наряду с мечтателями -утопистами.
Посему, над одной, отдельно взятой страной, однажды разверзся эксперимент...
Выводы из него позволили возвести в некоторых скандинавских и пр. странах подпорки под привычное здание, социализировав некоторые институты общества. Но и тут мы сейчас наблюдаем злостные перегибы со стороны законодателей и потерю интереса к жизни у части населения.
Я не знаю, за счет чьего труда планировалось освобождать людей при идеальном социализме... Знаю, что преодолеть отчуждение результатов труда может лишь система, при которой Вы будете до конца заинтересованы в прибавочной стоимости на абсолютно каждом этапе обработки вашего изделия, либо если конечный результат будет вашим, пусть даже и в долях - тогда разделение не приведет к отчуждению...
То есть - кооперация
plotnikk
Feb. 12th, 2016 12:55 pm (UTC)
Re: Доброго здравия!
Да, та самая кооперация, "артельщина", с которой не примеримую войну развернул Никита Хрущев со своей партийно-бюрократической мафией.
И ведь выбил всю эту "дурь" на многие года из народа.

Но, ничего, все еще вернется. Но, думаю , что не в рамках прибыли и выгоды, а в категориях пользы и солидарности.

Несколько лет с друзьями генерируем тему "неденьги" , и успехам в ней очень рад.)))

a_grandjedi
Feb. 13th, 2016 04:28 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
"Неденьги" - отличная идея, к тому же международная.
В США много вещей отдано на откуп корпорациям и просто построить себе "домик кума Тыквы" нереально. И многое другое. Нужно нанимать и .т.д.
Однако соседи просто по дружески помогают друг-другу: тот бассейн почистил, этот ему стекло заменил, там девушке в машине масло поменяли - просто так, без денег... А Корпорациям абыдна быват...
Вот и в нашей стране суд запретил хождение "неденег" http://lawtoday.ru/news/11898-sud-zapretil-hozhdenie-v-podmoskove-alternativnyh-denznakov-kolionov.html
Ибо нефиг...
plotnikk
Feb. 13th, 2016 08:52 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
У нашей "неденьги" есть принципиальное отличие от любой деньги. У нашей не только нет номинала,единого образца и эмитента(все участники эмитируют свою "неденьгу"), но и ограничена обращением только кругом личного знакомства.
По этому к нам никаких претензий , хоть и было много проверок и журналистов.

Мы просто вышли демонстративно за все признаки денег и денежных суррогатов , поставив в основу обращение того, чего много, и чем желаем поделиться на принципах солидарности и взаимопомощи. При этом "неденьгой" мы не отменяем деньги, а дополняем наши взаимоотношения.)

Подробней о ней я рассказываю тут:
a_grandjedi
Feb. 13th, 2016 11:09 am (UTC)
Re: Доброго здравия!
Интересная реализация. С вашего позволения - утащу на память ;-)
kh_sugutskiy
Feb. 21st, 2016 02:21 pm (UTC)
Ветераны ВОВ в нашем колхозе получили свои квартиры только при Медведеве
люди были не равны и это бесило
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

plotnikk
Александр Билецкий
Website

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags